Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Проблемы и решения
18.01.2002 10 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ЗАЧЕМ НУЖНЫ

Дерегуляция бизнеса стала в России в 2001 году основным направлением экономической реформы. Приняты "революционные" по белорусским меркам законы, расширяющие экономическую свободу и упрощающие деятельность предпринимателей (одна ставка подоходного налога в 13%, налог на прибыль снижен с 35% до 24%, введен заявительный принцип регистрации и в "в одно окошко", почти в 5 раз снижено количество лицензируемых видов деятельности и т.д.). Указанные события в России не могли не найти отклик в Беларуси. Белорусский Президент тоже заявил о необходимости либерализации экономики.

Дерегуляция бизнеса стала в России в 2001 году основным направлением экономической реформы. Приняты "революционные" по белорусским меркам законы, расширяющие экономическую свободу и упрощающие деятельность предпринимателей (одна ставка подоходного налога в 13%, налог на прибыль снижен с 35% до 24%, введен заявительный принцип регистрации и в "в одно окошко", почти в 5 раз снижено количество лицензируемых видов деятельности и т.д.). Указанные события в России не могли не найти отклик в Беларуси. Белорусский Президент тоже заявил о необходимости либерализации экономики.
 
либерализация...

Суть либерализации -- предоставление субъектам хозяйствования большей свободы в принятии экономических решений (что производить, для кого и по какой цене), уменьшении препятствий для вхождения в бизнес и т.д. Одновременно это означает изъятие права принятия соответствующих решений от государства.

В странах с либеральной экономикой правительства не занимаются вопросами, которые решает рынок, будь то весенний сев или жилищное строительство. Там государство снимает проблемы, которые порождает рынок или которыми он заниматься не будет. Например, предприниматели не станут вкладывать деньги в строительство атомных станций или в автодороги, потому что они долго окупаются, не станут сохранять окружающую среду, если к этому не принудит государство. Поэтому сильное государство необходимо для решения стратегических задач и для соблюдения всеми договорной дисциплины и равных правил "игры", выравнивания социальных различий, которые порождает экономическая свобода, и т.д.

Степень экономической свободы измеряется ее индексом, который рассчитывается различными исследовательскими центрами. При этом учитывается несколько десятков параметров: уровень налогов и таможенных пошлин, частота изменения законодательства, барьеры, устанавливаемые государством для движения товаров, капитала и рабочей силы, банковская политика, контроль над заработной платой и ценами, защита прав собственности, коррупция в органах власти и многое другое.

По данным российского фонда наследия и издания "Уолл-стрит джорнал" (см. www.erfolg.ru/рolit/index2001.htm), Беларусь занимает одно из последних мест в мире по степени экономической свободы среди обследуемых 161 страны -- 146-е место (2001г.). Из стран бывшего СССР наиболее свободными являются Эстония (14-е место), Литва (42-е), Латвия (46-е). Россия и Украина недалеко ушли от Беларуси -- 127-е и 133-е места соответственно.

Как свидетельствует индекс экономической свободы, в Беларуси деловой климат весьма неблагоприятен для ведения предпринимательской деятельности. Для иллюстрации, в соседней Польше срок от принятия менеджерами предприятия решения о производстве мебели до начала ее производства составляет всего 3--4 дня на всякие согласования и требует лишь несколько виз. В Беларуси для этого требуется, по опыту одного из гродненских предпринимателей, не менее 6 месяцев и более сотни виз. Чтобы открыть собственное дело, в Канаде предпринимателю достаточно иметь 280 долларов и посетить всего лишь 2 инстанции.

Подавление предпринимательства приносит большой ущерб не только предпринимателям, но и обществу в целом.

Прежде всего, развивается теневой сектор. Предприниматели предпочитают рисковать, но не иметь дело с налоговыми инспекторами или лицензирующими органами и не оформлять сделки. Как показывают социологические опросы, от трети до половины экономического оборота частных предприятий Беларуси совершаются "в тени" (Малый и средний бизнес в Беларуси, N 7 за 2001г.).

Работающие в тени предприниматели не могут брать кредиты под нормальный процент и увеличивать свой капитал, обновлять основные фонды и технологии. Производство у них остается в целом неэффективным. Они не могут обращаться за защитой в суд, поэтому развивается и теневая система "безопасности" бизнеса.

Уклонение бизнеса от налогов сокращает доходы государственного бюджета. Это, в свою очередь, вынуждает государство усилить налоговый гнет, увеличить неналоговые сборы, что опять же подавляет предпринимательство, и экономика становится еще менее эффективной. Экономическое развитие попадает в замкнутый круг коррупции и роста теневой экономики.

Чтобы получить необходимые им государственные услуги или избежать наказания за незаконную деятельность, теневики дают взятки госчиновникам. Социологические опросы показывают, что 85% руководителей частных предприятий дают взятки (половина из них -- регулярно). Прошедшие через каналы коррупции деньги оседают в карманах чиновников и используются на непроизводственное потребление (коттеджи, предметы роскоши) или уходят за границу.

Итак, отсутствие экономических свобод не позволяет повысить уровень жизни населения. У последнего наступает разочарование в рыночных реформах и их отторжение. Такие процессы происходят не только в Беларуси, но и во многих развивающихся странах.

Либерализация экономики в Беларуси потребует гораздо больших усилий, чем в России. Необходимо сначала догнать ее по уровню приватизации, осуществить такую же либерализацию цен и отменить госплановские методы регулирования товарных потоков. И только после этого переходить к более сложным задачам либерализации, к решению которых уже приступила Россия.

...и приватизация?

Принятая стратегия развития Беларуси предусматривает сохранение у государства командных высот. Участие государства понимается как "сохранение ключевой роли государства как субъекта хозяйственной деятельности" (Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001--2005гг.).

Предполагаемая либерализация означает предоставление экономической свободы менеджерам многих государственных, прежде всего крупных, предприятий. При этом белорусские руководители убеждены, что менеджеры государственных предприятий могут работать не менее эффективно, чем менеджеры частных предприятий.

Однако есть, по крайней мере, два существенных аргумента, опровергающих этот тезис.

Во-первых, вне уже либерализованной экономики не может быть решена проблема оценки деятельности директора государственного предприятия. В рыночной (либеральной) экономике критерием работы менеджера служит цена капитализации предприятия, или, по-другому, изменение рыночной цены акции. Но это возможно только при условии свободного перехода собственности из одних рук в другие и при небольшом количестве государственных предприятий, т.е. при захвате командных высот частным сектором. Многочисленные попытки в различных странах найти критерий оценки деятельности директоров госпредприятий успехом не увенчались. В Китае, например, госсектор остается весьма неэффективным и живет за счет изъятия ресурсов у динамично развивающегося частного сектора.

Во-вторых, предоставление свободы менеджерам должно сопровождаться возложением на кого-то и ответственности за риски ошибочно принятых решений. Директор государственного предприятия или государственный чиновник, давший ошибочные указания этому директору, такие риски покрыть не могут, потому что убытки (упущенная выгода) на среднем или крупном предприятии могут составлять миллионы долларов и не соизмеримы со стоимостью их личных имуществ. Риски способны покрыть лишь собственники. И если собственники не могут установить, что по вине директора ими была упущена выгода или за их счет были покрыты убытки -- а это происходит всегда, когда собственниками являются все жители страны или коллектив среднего или крупного предприятия, -- то неэффективный менеджер будет оставаться в должности.

В-третьих, предоставление свободы менеджерам государственных предприятий в условиях отсутствия контроля со стороны эффективных собственников (т.е. небольшой группы людей) создает возможности присвоения ими государственной собственности или результатов ее использования. При этом размеры возможного присвоения намного значительнее размеров стимулирования за "показатели" работы (до 3--4 окладов в редких случаях выполнения предприятием всех заданий и отсутствия всякого рода задолженностей). Опыт того же Китая показывает, что созданные государством условия для коррупции используются менеджерами даже под страхом смертной казни. (В Китае за экономические преступления, в том числе за растрату, казнят. За взятки был приговорен к смерти заместитель Всекитайского собрания народных представителей).

Таким образом, либерализация экономики в условиях превалирования государственной собственности не приведет к повышению ее эффективности.

Поэтому либерализация должна сопровождаться в Беларуси массовой приватизацией.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений