Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №35 (2532) от 17.05.2022 Смотреть архивы

USD:
2.5008
EUR:
2.6004
RUB:
3.9507
Золото:
149.11
Серебро:
1.7
Платина:
78.14
Палладий:
157.43
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Зачем нам порт калининградский

Экономическое решение политических проблем

Экономическое решение политических проблем

По итогам прошедших в конце июля переговоров премьер-министра Беларуси Сергея Сидорского и представителей российского правительства, белорусской стороной было обещано увеличить объемы перевалки внешнеторговых грузов через Калининградский морской порт до 2 млн. тонн ежегодно. Как сообщает Интерфакс, Беларусь также готова к совместной реализации ряда крупных проектов, в частности, принять участие в развитии портовой инфраструктуры г. Балтийска (Калининградская обл.)

.Вопрос более эффективного использования Беларусью российских портов был поднят Александром Лукашенко в прошлом году после встречи с Владимиром Путиным в Завидово (Московск.обл.).

С этого времени в соответствии с поручениями белорусского правительства Министерство транспорта и коммуникаций ведет работу по переориентации части белорусских экспортных грузов на порт Калининграда. Отметим, что Калининград в силу многих причин напрямую заинтересован в развитии отношений с Беларусью, через которую проходят основные транспортные магистрали в Россию.

Однако, как признается российской и белорусской сторонами, видимого увеличения грузопотока из Беларуси не происходит. Напротив, наблюдается устойчивое снижение. (Табл.1).

Из общего объема белорусских внешнеторговых грузов, перевозимых морским транспортом (17-19 млн. т), через Калининград проходит только малая их часть. Основной поток идет через порты Вентспилса (Латвия) — 59%, Клайпеды (Литва) — 21%, Николаева (Украина) — 18%.

Табл.1 Объем перевозок экспортных грузов из Беларуси в порты Калининградской обл. за 2004-2005 гг. (в тоннах)

Станция назначения

2004

2005

2004-
2005

Балтийск

1356

1972

616

Калининград

53004

31962

-21042

Итого

54360

33934

-20426

Источник: здесь и далее данные Представительства дирекции Клайпедского государственного морского порта в РБ

Одной из главных причин снижения грузооборота в калининградском направлении называются действующие высокие тарифы на железнодорожный транзит по территории Литвы до Калининграда, что для белорусских экспортеров делает перевозку в сравнении с портом Клайпеды невыгодной, несмотря на то что расстояния до портов приблизительно одинаковы.

На примере калийных удобрений, перевозимых ж/д транспортом, видно, насколько различается стоимость прохождения грузов до портов Балтии. (Табл.2). Отметим, что ж/д тарифы зависят от вида груза. Например, по территории Беларуси самые низкие тарифы действовали для перевозки круглого леса и лесоматериалов (по состоянию на 1.02.2006 г. — 4,49-5,98 USD/т), а на перевозку нефтепродуктов тарифы БЖД соответственно составляли 10,35 — 16,10 USD/т.

Табл. 2. Сравнительный анализ ж/д тарифов на перевозки грузов белорусских калийных удобрений через порты Балтийского моря (по состоянию 1.01.2006 г.)

Железнодорожный тариф, USD

Направле­ние

Рас­стоя­ние км

РБ

Литва

Лат­вия

РФ

Пере­валка, USD

Всего, USD/т

Вентспилс

1067

8,5

-

5,3

-

5,7

19,5

Клайпеда

690

6,0

5,8

-

-

4,1

15,9

Калинин град

661

6,0

6,7

-

2,9

6,7

22,3

Из таблицы 2 видно, что превышение затрат при доставке калийных удобрений в Калининград по сравнению с Клайпедой составляет 6,4 USD/т, в том числе при перевозке — 3,9 USD/т, при перевалке — 2,6 USD/т. По отношению к порту Вентспилс превышение составляет 3,6 USD/т, в том числе при перевалке — 1,6 USD/т.

Исходя из того, что калининградский порт ограничен существующими ж/д тарифами и соответственно стал менее конкурентоспособен, ожидается, что правительство Литвы должно пойти навстречу просьбам российской стороны по пути выравнивания действующих условий в соответствии с российско-литовскими договоренностями.

Планируется, что на трехсторонней встрече представителей России, Литвы и Беларуси, которая пройдет 8-9 августа в Вильнюсе, литовская сторона представит свои предложения по изменению тарифной политики. Трехсторонняя встреча министров транспорта уже прошла в Калининграде 19-20 июля.

Между тем белорусские специалисты опасаются, что изменение литовских тарифов в сторону выравнивания может привести к их повышению. А это, как утверждают чиновники, ухудшит условия перевозки калийных удобрений (грузооборот калийных удобрений в прибалтийские порты представлен в табл.3).

Табл.3. Структура перевозок экспортных грузов из Беларуси в порты стран Балтии и Калининградской области России за 2004-2005 гг. (в тоннах)

Химические и минеральные удобрения

2004

2005

Латвия

3 527 975

3 726 824

Литва

1 646 465

1 834 829

Эстония

12 236

1 284

Россия (Калининград)

49 851

19 555

На прошедших в Калининградской области переговорах премьер-министр С.Сидорский заверил российскую сторону в том, что Беларусь готова переваливать через калининградские порты ежегодно 1 млн. т калийных удобрений, 300 тыс. т лесоматериалов и 700 тыс. т. металла. Кроме того, в планах Беларуси — принять участие в развитии портовой и транспортной инфраструктуры Балтийска, где на осуществление проекта, по некоторым данным, потребуется от 250 до 300 млн. USD. Как сообщает Прайм-ТАСС, белорусская и российская стороны должны подготовить в 3-м квартале 2006 г. исходные данные (в том числе планируемые номенклатуру и ориентировочные объемы перевалки грузов, круг потенциальных участников), необходимые для разработки технико-экономического обоснования строительства портового терминала.

Чиновники из профильных ведомств, говоря о возможности увеличения грузопотока из Беларуси в Калининград, решение этого вопроса видят исключительно в политической плоскости и затрудняются дать какое-либо экономическое обоснование. «С Клайпедой нам очень выгодно работать, литовская сторона нам предоставляет очень хорошие условия, все схемы уже отработаны. Даже если Литва снизит тарифы, мощности калининградского порта не позволят увеличить грузопоток до запланированного уровня. Много нерешенных вопросов, связанных со строительством порта в Балтийске, — сейчас там просто пустынный берег на территории военной базы, нет железнодорожных путей. Кроме того, Беларуси будет выгодно, если построенный порт будет ориентирован на транзитные грузы, но, по-видимому, этого не произойдет», — сказал в неофициальной беседе с корреспондентом «ЭГ» один из чиновников профильного ведомства, заметив, что, возможно, решение вопроса в пользу Калининграда напрямую зависит от определения стоимости российского газа для Беларуси.

Сравнительные характеристики портов Клайпеды и Калининграда

Характеристики

Клайпедский морской порт

Калининград-
ский морской порт

Территория порта

415 га

116 га

Глубина входного канала

14,5 м

9 м

Максимальная допустимая осадка судов

13,5 м

8,2 м

Канал до выхода в открытое море

-

43 км

Грузоподъемность судов

60 тыс. т

18 тыс.т

Мощность по перевалке грузов

40 млн. т

15 млн.т

Площадь крытых складов(универсальные, контейнерные и Ро-Ро терминалы)

130 428 м2

60 000 м2

Открытые площадки для хранения (универсальные, контейнерные и Ро-Ро терминалы)

780 300 м2

215 000 м2

Клайпедский морской порт

В Клайпедском порту работают 19 крупных грузовых, судоремонтных и судостроительных компаний, предоставляются все услуги, связанные с морским делом и обслуживанием грузов.

В деятельности Клайпедского порта прослеживается планомерная помощь государства, а также способность транспортного бизнеса быстро подстраиваться под потребности рынка.

В течение 1999-2005 гг. общая сумма инвестиций в развитие порта составила более 300 млн. EUR, еще около 300 млн. EUR планируется выделить с 2006-2013 гг. Кроме того, предусматривается возможность реализации амбициозного проекта — глубоководного (до 17 метров) порта прямо в море, с возможностью принятия танкеров с большим дедвейтом. Строительство аванпорта обойдется в 633 млн. EUR.

Как отмечается дирекцией порта, все инвестиции в развитие инфраструктуры вкладываются из собственных средств порта, накапливаемых от портовых сборов и ренты за землю, а также банковских кредитов.

Объем белорусских грузов в общем грузопотоке Клайпедского порта составляет около 20%, значительную долю занимают калийные удобрения — около 15% экспорта «Беларуськалия». Как замечает глава представительства дирекции Клайпедского порта Артурас Гайдаускас, дирекция заинтересована в привлечении потока грузов из Беларуси, предлагая экспортерам лучшие условия для оптимизации перевозки и перевалки грузов. Так, сейчас действуют скидки на портовые сборы при перевозке белорусских нефтепродуктов и калийных удобрений до 40%. Несмотря на это, наблюдается снижение экспортных перевозок из Беларуси. (Табл.4).

Табл.4. Динамика перевозки основных грузов Беларуси через Клайпедский морской порт

Вид груза

2000

2001

2002

2003

2004

2005

Нефтепродукты

2031,9

1504,4

2043,4

1752,5

1456,9

742

Удобрения

1212,3

1103,6

1430,9

1579,6

1651

1818,9

Черные металлы

687,8

432,2

308,3

305,8

115

183,8

Сахар

288,6

407,8

468,2

380,3

410,4

-

Всего

4199,9

3867,9

4951

4646,7

3920,9

3497,2

Калининградский морской порт

Порты Калининградской области, став менее привлекательными для традиционных российских грузов, делают ставку на увеличение контейнерооборота. Для этого строится новый контейнерный перегружатель грузоподъемностью 41 т и стоимостью около 1 млн. EUR.

На территории Калининградского морского торгового порта (КМТП) функционирует его дочернее предприятие ЗАО «Терминал ГМБ», одним из учредителей которого является ЗАО «Газ-Ойл» (региональный представитель РАО «Газпром»). «Терминал ГМБ» производит перевалку навалочных удобрений, их фасовку и слингование и заявляет о готовности обеспечить транзит белорусских удобрений в объеме до 1 млн. т в год.

В конце 2005 г. работой порта заинтересовались британские бизнесмены. В данный момент КМТП переваливает в адрес британских компаний металлы, чугун, удобрения, кокс и руду, из Великобритании через порт идут импортные мясопродукты и контейнерные грузы.

Один из крупнейших западных банков, Reiffeisen Bank, проявил интерес к двум перспективным инвестиционным проектам по обустройству порта стоимостью в 3 и 7 млн. EUR.

По мнению специалистов, КМТП на рынке транспортных услуг сейчас позиционируется не как порт, обеспечивающий транзит российских экспортных грузов на Запад, а как стивидорная компания, обеспечивающая потребности внутреннего регионального рынка.