Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №49(2545) от 05.07.2022 Смотреть архивы

USD:
2.5329
EUR:
2.6533
RUB:
4.7397
Золото:
148.81
Серебро:
1.74
Платина:
75.82
Палладий:
152.69
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Зачем нам "МАЗ" с раскосыми глазами?

Хотя профессия "дизайнер" уже прочно вошла в штатные расписания предприятий и организаций, дизайнеры не играют еще той роли в экономике Беларуси, которую могли бы и должны играть...
Хотя профессия "дизайнер" уже прочно вошла в штатные расписания предприятий и организаций, дизайнеры не играют еще той роли в экономике Беларуси, которую могли бы и должны играть. И это не их вина, а большая проблема.

А для экономики даже, более того, беда. Ведь одной из причин затоваренности складов при постоянном росте объема валового внутреннего продукта является именно невостребованность дизайна белорусской промышленностью.

До сих пор на ряде предприятий под качеством подразумевают надежность и соответствие ГОСТам и СНиПам. Привлекательность внешнего вида продукта, как правило, "не ставится во главу угла". Покупатель же товара, наоборот, оценивает его начиная именно с внешнего вида: цвета, формы, соответствия традиционным пристрастиям и вкусам, с сочетания оптимальных параметров, что и является одной из основных задач дизайна.

Есть ли шансы у нас догнать страны Запада или хотя бы Китай по привлекательности произведенной продукции? Об этом рассуждает глава Белорусского союза дизайнеров Дмитрий СУРСКИЙ.

-- В различных отраслях экономики стран Запада давно сложились и успешно работают целые дизайнерские школы, хотя приход дизайна в разных странах имел свои особенности. К примеру, Италия начала с внедрения дизайн-разработок в мелкосерийном, почти ремесленном мебельном производстве. Потом дизайн стал завоевывать высокотехнологичные отрасли -- станко- и приборостроение. Своеобразным венцом итальянской школы стал автомобильный дизайн. Свои черты имеют дизайнерские модели Германии, Скандинавии, Франции.

По-своему привлекателен и японский дизайн, свято хранящий национальные традиции. Наиболее заметной для нас его чертой стала форма фар автомобилей Страны восходящего солнца, в которой отражен генотип представителей раскосых восточных глаз. Тем не менее японцы часто заказывают дизайнерские разработки автомобилей европейским специалистам. Итальянцы приглашают французских и финских дизайнеров, шведы -- немецких и т.д., ведь дизайн -- явление интернациональное.

Было время, когда и в нашей стране вдруг поняли, что экономика не может существовать без дизайна. Это случилось в 90-е годы, с началом конверсии ВПК, когда приоритеты в экономике были отданы товарам так называемой группы "А". Однако зачастую внедрение дизайна носило административный, непродуманный характер. Поэтому предприятия, избавлявшиеся от лишних навязанных сверху людей, при переходе на новые экономические отношения освободились от штатных дизайнеров. Дело в том, что не все из них, как, к примеру, дизайнеры завода им.Вавилова (БелОМО), КБТМ ("Планар") серьезно занимались дизайн-разработками. Часто их сфера работы ограничивалась тривиальной оформиловкой. А на таких заводах, как МАЗ, Тракторный, вообще не было собственных дизайн-формирований. Эти предприятия время от времени делали заказы белорусскому филиалу Всесоюзного института технической эстетики. Наш филиал специализировался на дизайне сельхозтехники, выполнял заказы для МТЗ, Ростова, Санкт-Петербурга, Молдовы, Узбекистана и т.д.

Да, "высший пилотаж" в дизайне можно показать, работая с товарами для потребителя. Однако, на мой взгляд, белорусским предприятиям, выпускающим технику -- автомобили, станки и тракторы, не нужно отказываться от дизайн-подразделений. Благодаря им можно не только расширить рынки сбыта в стране и за рубежом, но и найти остроумные, эффективные решения сложных конструктивных и технологических узлов.

Сейчас если каким-либо отечественным предприятиям необходимо некое дизайнерское качество продукции, они предпочитают закупать полностью технологический процесс ее производства, в стоимость которой включены и услуги наших зарубежных коллег. В результате белорусским специалистам по дизайну проще найти зарубежного заказчика, чем получить заказ дома.

-- Неужели у нас все так запущено? Глядя, к примеру, на прекрасные белорусские троллейбусы, этого не скажешь...

-- Да, на Белкоммунмаше есть один специалист по дизайну, один -- на БелАзе, небольшая группа -- на "Атланте". Этого крайне мало. Ведь дизайнер -- связующее звено между производителем и потребителем. Задача специалиста по дизайну, фигуры более свободной, чем инженер, фантазия которого работает исключительно в рамках различных ГОСТов и требований, -- сломать стереотип мышления последнего, определить новый подход к функциональному предназначению продукции, создать новые потребительские качества. Из-за отсутствия дизайнеров-профессионалов их функции зачастую выполняют продвинутые в компьютерном дизайне конструкторы, бездумно компеллируя чужие решения. Но подумайте: зачем нам, например, "МАЗ" с раскосыми глазами?

Кое-где руководители убедились в недальновидности таких подходов, пришли к выводу, что произвести конкурентоспособную продукцию без участия дизайнеров нельзя и стали заполнять этот кадровый пробел. В результате весь выпуск дизайнеров 2003г. Белорусской академии искусств полностью распределен. Причем все выпускники попали в штаты заводов и организаций на дизайнерские должности.

А еще дизайнеров готовят в Витебском технологическом университете, ЕГУ, БГУ, открылась кафедра дизайна при архитектурном факультете БНТУ, в профессию приходят архитекторы и выпускники художественно-графических факультетов педуниверситетов. Дизайнерское образование также достаточно универсально и не имеет узкой специализации. К примеру, дизайнер промышленного производства, владеющий компьютером, может прекрасно работать и в графике, и в рекламе, и в wеb-дизайне.

-- Какую роль в адаптации белорусского дизайна на отечественном рынке играет Белорусский союз дизайнеров?

-- Союз прилагает максимум усилий по продвижению и пропаганде возможностей отечественного дизайна. Мы взяли на себя миссию доказать, что наш дизайн развивается в контексте белорусской и мировой культуры. Большинство наших проектов и акций связано с этим. На это нацелены наши совместные международные проекты с итальянским посольством, шведским и польским институтами и прошедшая нынешним летом выставка "Дизайн-биржа", презентации коллекций плаката, каталога "Знак. Логотип". Ну и, конечно, издание "Рrодизайн", аналогов которому по синтетическому способу подачи материалов в ближнем зарубежье -- России, Украине пока нет, а вот в соседней Литве их целых пять -- намереваемся обменяться материалами с прибалтийскими соседями.

Кстати, мы стараемся продвигать наших дизайнеров не только на отечественном рынке, но и помогаем им осваивать российский и западный рынки, где дизайн как таковой в отличие от нашей страны востребован и адаптирован к реалиям жизни и экономики.

Нужно признать, что дизайн не может существовать без хорошего маркетинга, продюссирования. Но для "раскрутки" хорошей дизайнерской разработки обязательно нужно реализовать ее на производстве. Для чего зачастую требуется перестройка всего технологического процесса, связанная с большими финансовыми затратами, покупкой нового оборудования. В результате у нас есть масса замечательных дизайнерских идей, способных принести большую выгоду производителям из различных областей экономики. Однако нет людей, способных внедрить эти разработки, а главное, имеющих на это деньги.

-- Часто новая продукция находит покупателя на ведущих отечественных и зарубежных выставках. Белорусские предприятия на них подводят не только дизайн товара, но и безликое оформление стендов. Разве у нас нет дизайнеров, специализирующихся на выставочной тематике?

-- Специалисты, занимающиеся экспо-дизайном в Беларуси есть. Мы их неоднократно представляли на страницах нашего издания. Но образцы нетривиального решения стендов присутствуют лишь на крупнобюджетных выставках, таких как "Моторшоу" или "Тibо". Общая ситуация определяется бедностью наших предприятий, их желанием сэкономить.

-- И когда же, вы полагаете, они встретятся -- белорусские дизайнер и производитель? Что нужно предпринять, чтобы дизайн занял достойное место в белорусской экономике?

-- Сегодня рассчитывать на то, что начнется оживление рынка дизайна Беларуси, было бы наивно. Да, сейчас спрос на дизайнеров возрос, но он далек от того, который мог бы обеспечить общее повышение уровня дизайна отечественной продукции. На мой взгляд, для того чтобы наконец был востребован дизайн, должно быть подготовлено общество. Я надеюсь, что постепенно влияние мастеров нашего цеха будет расти: чем больше профессионалов, тем активнее их влияние. А когда оно достигнет умов и сердец людей, принимающих конкретные решения, дело с мертвой точки сдвинется.

К сожалению, у нас нет четкой государственной программы развития и поддержки дизайна. Практически прекратил существование национальный дизайн-центр. Отсутствует государственный заказ на дизайн. Однако в целях развития дизайна можно стимулировать введение каких-либо налоговых льгот, широко используя зарубежный опыт. Выпуск товаров хорошего качества и дизайна, к примеру, можно стимулировать и выдачей льготных кредитов. Например, во Франции существует специальная система кредитов для создания дизайн-подразделений на новых предприятиях.

Пора принять ряд других решений. И учиться есть у кого. К примеру, в Финляндии принято законодательное решение, чтобы 70% товаров производилось с привлечением дизайнера, а к 2030г. -- до 90%, вплоть до шляпок гвоздей, шурупов и кирпичей.

А еще мне бы хотелось изменить отношение к проблеме отечественного дизайна у людей, стоящих у власти и принимающих решения, призвать их к диалогу. Ведь можно было бы сначала в рамках регионального опыта создать городской консультационный совет по дизайну, который взял бы на себя функции экспертизы выпускаемых изделий, создания ассортиментных программ, кооперации и привлечения свободных дизайнеров, совместного внедрения инновационных идей.

А пока само слово "дизайн" -- персона нон грата в большинстве законодательных актов. В белорусском законодательстве оно упоминается только 3 раза. И то это связано лишь с получением стипендий и госпремий. Там же, где идет разговор о качестве продукции, о дизайне вообще речи нет. Не случайно у нас был конфликт с Комитетом по авторским правам, который понятие "дизайн" вообще выбросил из перечня видов произведений, охраняемых законом об авторском праве. Что тут говорить, даже дизайн-фирму сейчас зарегистрировать -- проблема. В справочнике видов экономической деятельности дизайн вообще не упоминается, а вот разведение калифорнийских червей выделено в отдельную сферу деятельности с присвоенным кодом...
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений