Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2515
EUR:
3.4633
RUB:
3.4844
Золото:
248.77
Серебро:
2.95
Платина:
97.22
Палладий:
105.06
Назад
Проблемы и решения
03.06.2016 7 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Зачем нам чужой капитал

Любые планы роста экономики могут стать реальными лишь при наличии источников финансирования. Но белорусским предприятиям в ближайшее время не приходится особо рассчитывать на зарубежный капитал.

Когда-то планы правительства по его привлечению были амбициозны: 6,4–6,5 млрд. USD прямых инвестиций на чистой основе в 2011 г., 3,7 млрд. – в 2012-м, по 4,5 млрд. – в 2013–2014 гг. Поскольку эти прогнозы систематически не исполнялись, пришлось выбирать ориентиры поскромнее. Вероятно, поэтому премьер-министр Андрей Кобяков после совещания у Президента по проекту основных положений Программы социально-экономического развития Беларуси на 2016– 2020 годы заявил, что механизмы для инвестиций будут традиционными.

«Прежде всего, максимальное вовлечение собственных средств предприятий, – цитирует БЕЛТА главу правительства. – И соответствующее совершенствование параметров денежно-кредитной политики. Макроэкономическая стабилизация, о которой ведет речь правительство, должна привести к тому, что к концу пятилетия ставки по кредитам, в т.ч. вновь выдаваемым, должны быть на уровне 10–12%». При этом инфляция в стране в 2020 г. должна снизиться до 5%. Правда, премьер-министр напомнил, что со вступлением в силу Указа от 3.03.2016 № 84 появится возможность привлекать зарубежный капитал посредством депозитарных расписок. Но заметим, что пока никто не может сказать, насколько интересным этот инструмент покажется иностранным инвесторам. Тем не менее А. Кобяков считает, что «все инструменты привлечения инвестиций должны быть в максимальной степени задействованы и применяться в тех случаях, когда они дают максимальный эффект». По его словам, «нет какого-то неприятия, чтобы привлечь частный капитал в акционерный капитал предприятия с преобладающей госсобственностью. Если это привлечение будет способствовать более эффективной работе, увеличится заработная плата и будут гарантированы рабочие места. Конечно, такие инвестиции надо приветствовать».

Остается надеяться, что у частных инвесторов, в т.ч. зарубежных, тоже нет «неприятия» к вложению своих денег в упомянутые премьер-министром предприятия. Правда, они заинтересованы в эффективной работе объектов своих инвестиций по другим причинам: чтобы получать стабильный и достаточно высокий доход при приемлемых рисках и гарантиях сохранности и возвратности вложений.

Пока, судя по данным статистики, интерес довольно скромный. Ранее сообщалось, что в I квартале 2016 г. в реальный сектор экономики (кроме банков) поступило 2766,8 млн. USD иностранных инвестиций, что на 19,3% меньше, чем год назад. Из этой суммы организациями республики было использовано только 0,6 млрд. USD, или 22,9%, сообщает Белстат. Таким образом, более 3/4 поступивших из-за рубежа средств считаются неиспользованными. При этом инвестиции в основные средства и нематериальные активы составили всего 96,9% (15,3% общего объема). Из прочих целей 134 млн. (25%) были направлены на погашение кредитов, займов и процентов по ним, а 166,3 млн. USD (31%) – на оплату производственных запасов и товаров для реализации.

Из общего объема иностранных инвестиций 2404,8 млн. USD считаются прямыми. Но из них 57% – тоже долговые инструменты (1,4 млрд.), а ПИИ на чистой основе (без учета задолженности прямому инвестору за товары, работы, услуги) за I квартал т.г. составили 972,9 млн. USD – на 3,1% меньше, чем годом ранее. Но даже такой результат получен благодаря заботе зарубежных банков о докапитализации своих белорусских «дочек». Вложения в банковский сектор РБ составили 164,3 млн. USD, тогда как в реальный сектор экономики они сократились на 19,4%, до 790,2 млн. Вероятно, по той же причине практически на прошлогоднем уровне осталась сумма ПИИ на чистой основе, полученная юридическими лицами без ведомственной подчиненности: 849,5 млн. USD (87,3% всех поступлений за I квартал т.г.) против 849,7 млн. (84,6%) годом ранее.

Иностранцы явно утратили интерес к отечественной недвижимости. Ее продажа белорусскими гражданами сократилась на 17,7% – до 15 млн., а остальными продавцами – более чем втрое: с 1,6 млн. до 0,5 млн. USD. Пострадал и бюджет: уплаченные прямыми инвесторами налоги сократились на 14,2%, до 2,9 млн. USD.

Снижение поступления иностранных инвестиций в республику отчасти компенсируется сокращением оттока капитала. Прямые инвестиции (без учета задолженности прямому инвестору за товары, работы, услуги), направленные белорусскими компаниями за рубеж, упали в 9 раз: с 75,6 млн. USD в январе–марте 2015 г. до 8,3 млн. в I квартале т.г.

У чиновников нет причин огорчаться динамикой инвестиций. При годовом прогнозе по ПИИ на чистой основе 1350 млн. USD квартальное задание перевыполнено на 37,2%. Правда, «дырочку на орден» за это вправе вертеть только Минск, где за I квартал т.г. поступило ПИИ в 1,5 раза больше прогноза и на 12,8% больше, чем в январе–марте прошлого года (благо упомянутые банки сосредоточены в столице), а также Гомельская и Минская области (в 2,1 раза и на 20,6% больше прогноза и на 9% и 9,5% меньше, чем год назад). В других регионах наблюдался значительный недобор ПИИ – по сравнению как с прогнозом, так и с I кварталом 2014 г. (см. диаграмму).

Такие результаты вполне закономерны. Привлекательность развивающихся рынков для мировых инвесторов существенно снизилась в последние годы. Темпы роста здесь упали, риски выросли, власти зачастую не обеспечивают стабильность законодательства и защиту частного бизнеса силой права и независимого суда. В таких условиях остается надеяться на внутренние источники, из которых главный – средства бюджета. Но для этого требуется максимальное изъятие средств у налогоплательщиков, что, в свою очередь, ухудшает их инвестиционные возможности.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений