$

2.0788 руб.

2.4436 руб.

Р (100)

3.1453 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

Забросим сеть за границу, чтобы укрепить свой экспорт

05.01.2007

Постановлением Совмина от 21.12.2006 г. № 1699 (см. Информбанк этого номера, с. 8-10) утверждено Положение о товаропроводящей сети отечественных производителей за рубежом. Этот документ должен стать правовой основой для создания товаропроводящей сети отечественных производителей за рубежом и защиты их экономических интересов.

Положением вводится ряд новых терминов и определений. Так, товаропроводящая сеть определяется как совокупность юридических лиц или обособленных подразделений производителя (филиалов, представительств), осуществляющих реализацию (сервисное обслуживание) товара отечественного производителя. Юридические лица, входящие в товаропроводящую сеть, являющиеся дочерними предприятиями белорусских производителей (т. е. если им принадлежат свыше 50% уставного фонда этих компаний), а также филиалы и представительства производителей считаются собственными субъектами этой сети. Если акции (доли, паи) компании принадлежат нескольким резидентам РБ, то она будет считаться корпоративным субъектом товаропроводящей сети.

Вновь вводятся определения «дистрибьютор» и «дилер», которых в отечественном законодательстве не было более 3 лет — с момента замены руководящего документа Минторга 8218.01-95 «Торговля. Термины и определения» на стандарт СТБ 1393-2003. Впервые появляются понятия сетевой организации, маркетингового исследования и исследования товарного рынка. Таким образом, закладываются терминологические основы для современных методов оптовой и розничной торговли. Ведь до сих пор из-за отсутствия соответствующих нормативных понятий, например, вознаграждения по дилерским договорам даже не учитывались при расчете налога на прибыль.

Важным является определение прямой поставки товара — поставка (продажа, реализация) товара, осуществляемая его производителем или уполномоченной организацией непосредственно потребителю, в т.ч. по производственной кооперации собственному и корпоративному субъекту товаропроводящей сети, сетевой торговой организации (в торговую сеть) в соответствии с реестром Минторга; организации, определенной в результате биржевых торгов, тендера, конкурса, аукциона; дилеру, дистрибьютору и иному субъекту товаропроводящей сети, имеющему договорные отношения с производителем, соответствующие условиям, предусмотренным Положением.

Предусматривается, что создание (ликвидация) субъекта товаропроводящей сети за рубежом осуществляется на основании результатов исследования товарного рынка согласно бизнес-планам перспективного развития производителя либо разработанной и утвержденной производителем или республиканским органом государственного управления, иной государственной организацией, подчиненной правительству РБ, облисполкомом, Мингорисполкомом программе. Решение о выборе схемы реализации товара за рубежом принимается производителем товара либо его вышестоящей организацией по результатам исследований товарного рынка. Если, конечно, для этого хватит средств, ограниченных нормами Указа № 398. Ведь тратить прибыль на маркетинг дороговато будет.

Положение требует при определении схемы реализации товара за рубежом отдавать предпочтение прямым поставкам, а выбор зарубежных субъектов товаропроводящей сети исходя из набора предоставляемых маркетинговых, рекламных и сбытовых услуг, а также стабильности финансового положения контрагента. Поэтому производителю рекомендуется заключать договора с зарубежными субъектами товаропроводящей сети после «предварительного анализа учредительных (регистрационных) документов, свидетельствующих о текущем финансово-экономическом состоянии, иных сведений». Правда, до сих пор такие данные искали не в уставах, а в бухгалтерской отчетности…

Важным пунктом Положения является перечень условий, которые рекомендуется включать в договора с субъектами товаропроводящей сети за рубежом. Это установление региона продаж, ограничения на дальнейшую перепродажу данного товара, цены продаж, возможность формирования заявок на производство и поставку товара, установления минимальных объемов продаж и специальных условий реализации, маркетинг.

Производитель будет обязан ежегодно утверждать реестр собственных субъектов товаропроводящей сети, дополнять его в течение года, а также вести учет реализации через сети. Министерствам, концернам и исполкомам также предстоит ежегодно разрабатывать и утверждать отраслевые и территориальные мероприятия по развитию, оптимизации и повышению эффективности функционирования товаропроводящей сети подчиненных организаций за рубежом, а также отчитываться перед Минторгом о проделанной работе.

Оценка эффективности товаропроводящей сети определяется «в отношении производителя — удельным весом прямых поставок в общем объеме экспорта, в отношении собственного субъекта товаропроводящей сети — удельным весом реализованных им товаров производителя в общем объеме своей реализации». Почему-то иные критерии, к примеру, рост объема продаж и прибыли производителя, своевременность платежей, окупаемость инвестиций в создание сетей в Положении не упомянуты. Но, разумеется, не потому, что процесс создания сетей важнее, чем финансовый результат. Просто требований по достижению последнего и так хватает. Теперь добавятся еще и задания по удельному весу прямых поставок товаров в общем объеме экспорта, которые будут разрабатываться по отраслям и областям Минэкономики и Минторгом. Для контроля за их исполнением будут внесены изменения в порядок заполнения таможенных и статистических деклараций при экспорте. Появится и соответствующая статотчетность.

С помощью собственных товаропроводящих сетей отечественные производители могут существенно повлиять на сбытовую политику зарубежных компаний, реализующих белорусскую продукцию в других странах. Но эффективность предусмотренных постановлением № 1699 мер будет во многом зависеть от того, как наши предприятия будут контролировать деятельность своих дочерних фирм и филиалов. Ведь для управления зарубежными инвестициями придется осваивать специфические методы корпоративного управления, составления консолидированной отчетности. Причем здесь важно учитывать и законодательство тех стран, в которые Беларусь экспортирует свои товары. Мало ли какие уставы в чужих монастырях…

Леонид ФРИДКИН


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях