Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №4 (2501) от 18.01.2022 Смотреть архивы
picture
USD:
2.5828
EUR:
2.9496
RUB:
3.3879
Золото:
151.14
Серебро:
1.91
Платина:
80.63
Палладий:
156.94
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Забрезжил призрак "золотой акции"

Выполняя поручение Президента, правительство разработало два варианта нормативных актов, которые расширяют полномочия государства в управлении акционерным обществом (АО), приватизированным в свое время за чеки "Имущество", через введение особого прав...
Выполняя поручение Президента, правительство разработало два варианта нормативных актов, которые расширяют полномочия государства в управлении акционерным обществом (АО), приватизированным в свое время за чеки "Имущество", через введение особого права ("золотой акции"). Представляя проекты на рассмотрение и выбор главы государства, правительство в то же время отмечает, что принятие этих документов "может вызвать непонимание не только со стороны иностранных, но и отечественных инвесторов и негативно скажется на инвестиционном климате страны". В связи с этим государственные чиновники "считали бы целесообразным воздержаться в настоящее время от принятия мер по усилению особого права "золотой акции". Слово за Президентом.

Суть распоряжения А.Лукашенко, данного им 12 октября, сводилась к следующему: к 1 декабря доработать нормативную базу таким образом, чтобы государство, введя "золотую акцию" в АО, созданном на основе государственной собственности посредством льготной продажи акций с использованием чеков "Имущество", могло влиять "на управленческие решения акционеров".

Понимая губительность этих нововведений для инвестиционного климата страны, государственные чиновники, обязанные выполнять распоряжения главы государства, все же подготовили проекты двух указов Президента: "О внесении дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 14 ноября 1997г. N 591" и "Об особом праве ("золотой акции") Республики Беларусь и ее административно-территориальных единиц на участие в управлении акционерными обществами".

Оба проекта почти идентичны по содержанию. Разница между ними в том, что один полностью заменяет Указ N 591, отменяя его, а другой лишь дополняет существующую нормативную базу.

Проекты наделяют представителей государства в органах управления АО правом "вносить в установленном порядке предложения в повестку дня годового общего собрания акционеров и требовать от совета директоров (наблюдательного совета) созыва внеочередного общего собрания акционеров". Кроме того, документы содержат нормы, разрешающие этим представителям устанавливать вето при принятии решений по вопросам внесения изменений и дополнений в устав АО, утверждения годовых отчетов, бухгалтерских балансов, счетов прибыли и убытков АО, а также распределения его прибыли и убытков.

В АО, более 50% акций которого приобретены белорусами в обмен на ИПЧ "Имущество" и (или) на льготных условиях, решения об образовании (изменении состава) исполнительных органов общества и досрочного прекращения их полномочий принимаются соответствующими государственными органами, гласит проект. Причем, указания государства в этом случае являются "обязательными для исполнения".

Что интересно, обосновывая необходимость принятия указов, как того требует процедура подготовки документов, разработчики утверждают, что их положения "максимально обеспечат защиту прав граждан" Беларуси и "будут способствовать повышению эффективности" деятельности предприятий и в то же время правительственные чиновники предлагают третий вариант решения поднятого Президентом вопроса -- не вносить никаких изменений в действующее законодательство, считая их нецелесообразными.

Валентина ВЕШТОРТ