$

2.0884 руб.

2.4436 руб.

Р (100)

3.1453 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

ЗАБРАТЬСЯ БЫ ПОВЫШЕ ПО ПЛАНУ И ФАКТУ

16.07.2010

Правительство готовит новую редакцию плана мероприятий по вхождению Беларуси в тридцатку стран с наиболее благоприятными условиями для ведения бизнеса, сообщил на заседании Президиума Совмина заместитель премьер-министра Андрей Кобяков. По мнению авторов документа, он должен улучшить позиции республике в рейтинге Всемирного банка. Будем надеяться, что это положительно повлияет и на реальное положение отечественных предпринимателей.

В настоящее время рабочая группа готовит новую редакцию плана мероприятий по обеспечению в ближайшие годы рейтинга Беларуси в отчете Всемирного банка «Doing busines» не ниже 30-й позиции, -- рассказал вице-премьер. Этот проект плана содержит краткосрочные меры, в т.ч. и те, которые не удалось выполнить в рамках предыдущего плана, а также среднесрочные. «Сегодня требуются более убедительные и результативные меры по стимулированию и всесторонней поддержке бизнес-инициатив, повышению инвестиционной привлекательности Беларуси», -- сообщил он.

Сейчас Беларусь занимает 58-ю позицию в рейтинге ВБ по сравнению с 115-м местом в 2007 г. А.Кобяков напомнил, что задачу по вхождению в число 30 стран с наиболее привлекательными условиями для ведения бизнеса поставил глава государства. «Вхождение Беларуси в эту тридцатку является ориентиром работы по созданию благоприятных условий для осуществления инвестиционной и предпринимательской деятельности, а не формальной гонкой за дополнительными баллами в рейтинге», -- подчеркнул Андрей Кобяков. По его мнению, необходимо постоянное проведение реформ во всех сферах предпринимательской деятельности с учетом рекомендаций Всемирного банка и положительного опыта других стран.

По оценке Минэкономики, сделанной на основе анализа промежуточной информации о результатах работы по улучшению рейтинга нашей страны в отчете Всемирного банка «Doing busines 2011», позиция страны, с учетом реализованных до 1 июня нынешнего года мер, может быть улучшена ориентировочно на 10 пунктов. "То есть они ожидают наличие у нас 48-го места", -- уточнил А.Кобяков.

Вместе с тем более точная оценка степени влияния принятых Беларусью мер на рейтинг возможна только при проведении Всемирным банком анализа с учетом результатов реформ в других странах.

Вице-премьер напомнил, что по итогам отчета «Doing busines 2010» Беларусь в очередной раз была признана одной из стран лидеров по количеству проведенных реформ в сфере регулирования предпринимательской деятельности и произведенному ими эффекту. Наиболее ощутимые результаты были достигнуты по 5 из 10 показателей рейтинга: регистрация предприятий и собственности, обеспечение исполнения контрактов, наем рабочей силы, получение разрешений на строительство. В то же время зам. главы правительства признал, что есть и слабые места, где многое еще предстоит сделать. В первую очередь, это -- налогообложение, где мы занимаем 183-е место, а также международная торговля, кредитование, защита инвесторов. «Рейтинг остался самым низким, несмотря на большой объем проделанной работы, в результате которой было реализовано 57 системных мер по упрощению налоговой системы, а налоговая нагрузка снижена более чем на 4,7 процентных пункта», посетовал А.Кобяков.

Он напомнил, что в 2009--2010 годах работа по улучшению позиции Беларуси в рейтинге "Ведение бизнеса-2011", который будет опубликован в сентябре нынешнего года, проводилась в соответствии с утвержденным в 2009 г. планом действий. Из 47 мероприятий плана выполнено 23, на стадии выполнения -- 21. Во время реализации плана действий подготовлено 27 проектов нормативных правовых актов, из которых 15 принято. К примеру, подготовлен проект закона Беларуси о внесении изменений и дополнений в закон Беларуси "О хозяйственных обществах", он уже одобрен двумя палатами белорусского парламента и находится на подписании у Президента. Принятие этого закона должно вывести Беларусь во второй--третий десяток стран с наиболее благоприятными условиями по защите инвесторов, надеются в правительстве.

Почему отмена большого числа налогов не приводит к значительному снижению налоговой нагрузки? По словам А.Кобякова, это происходит из-за того, что при отмене одних налогов увеличивается налоговая база по другим, «идет восполнение доходной части бюджета». В результате позиция в рейтинге практически не меняется. Кроме того, меры в области налоговой политики учитываются Всемирным банком с большим опозданием. То есть, изменение налогового законодательства с 1 января нынешнего года будет учтено по итогам полного финансового года в 2011 г. при подготовке отчета Doing busines 2012 и не войдет в ближайший отчет, -- объяснил Кобяков. По мнению вице-премьера, «неплохим результатом» можно считать достижение Беларусью 70-го места в рейтинге по налогообложению. Он заметил, что ведущие европейские государства с развитой системой госзащиты в данном рейтинге находятся ниже: Германия -- на 71-м месте, Австрия --102-м, Италия --135-м.

В международной торговле, считает вице-премьер, все предусмотренные меры удалось реализовать. А низкое место в рейтинге он объяснил «реалиями сегодняшнего дня, когда в рамках Таможенного союза приходится согласовывать правила игры со странами, которые по данному показателю занимают отнюдь не первые места: Россия --162-е, Казахстан -- 183-е. Что ж, каждый сам выбирает себе союзников. Но в такой компании нелегко будет пробраться как в верхние строчки рейтинга ВБ, так и в ВТО. Правда, по мнению А.Кобякова, Беларусь может улучшить свою позицию по показателю «международная торговля», в частности, благодаря внедрению электронной системы таможенного оформления товаров.

Заметим, что лидерством по количеству реформ, возможно, особо не стоит гордиться: этот статус обычно завоевывают страны, серьезно отставшие в этой области от остальных и срочно пытающиеся наверстать упущенное. Вряд ли у промышленно развитой страны есть основания радоваться помещению в десятку реформаторов наряду с Албанией и Руандой и тем, что мы, по сути, отчасти отпустили, наконец, слишком туго затянутые «гайки». Скажем, никого за рубежом (в т.ч. в России) не удивить скромными успехами в либерализации ценообразования, поскольку там эта проблема давно и радикально решена. И создание рамочных условий защиты инвесторов придется еще подкреплять конкретными мерами ответственности топ-менеджеров и мажоритарных акционеров, правоприменительной практикой и корпоративной культурой. Плоскую шкалу подоходного налога Беларусь ввела последней из постсоветских стран. Но помимо ставок и количества налогов, налоговой нагрузке в ВВП и других подобных параметров есть еще ощущение бизнеса о стабильности, понятности и прозрачности налоговой системы. А качество налогового администрирования измеряется не только, к примеру, числом перешедших на электронное декларирование субъектов, но их побудительными мотивами. Ведь иные методы, используемые чиновниками, влияют на состояние бизнес-климата гораздо серьезнее, чем формальные показатели А потому эксперты ВБ при составлении рейтинга руководствуются не только отчетами правительств и официальной статистикой, но и мнением бизнесменов конкретных стран и инвесторов. А тут могут быть разные мнения о качестве и эффективность правительственных мер -- на всех не угодишь.

Анна Правительство готовит новую редакцию плана мероприятий по вхождению Беларуси в тридцатку стран с наиболее благоприятными условиями для ведения бизнеса, сообщил на заседании Президиума Совмина заместитель премьер-министра Андрей Кобяков. По мнению авторов документа, он должен улучшить позиции республике в рейтинге Всемирного банка. Будем надеяться, что это положительно повлияет и на реальное положение отечественных предпринимателей.

В настоящее время рабочая группа готовит новую редакцию плана мероприятий по обеспечению в ближайшие годы рейтинга Беларуси в отчете Всемирного банка «Doing busines» не ниже 30-й позиции, -- рассказал вице-премьер. Этот проект плана содержит краткосрочные меры, в т.ч. и те, которые не удалось выполнить в рамках предыдущего плана, а также среднесрочные. «Сегодня требуются более убедительные и результативные меры по стимулированию и всесторонней поддержке бизнес-инициатив, повышению инвестиционной привлекательности Беларуси», -- сообщил он.

Сейчас Беларусь занимает 58-ю позицию в рейтинге ВБ по сравнению с 115-м местом в 2007 г. А.Кобяков напомнил, что задачу по вхождению в число 30 стран с наиболее привлекательными условиями для ведения бизнеса поставил глава государства. «Вхождение Беларуси в эту тридцатку является ориентиром работы по созданию благоприятных условий для осуществления инвестиционной и предпринимательской деятельности, а не формальной гонкой за дополнительными баллами в рейтинге», -- подчеркнул Андрей Кобяков. По его мнению, необходимо постоянное проведение реформ во всех сферах предпринимательской деятельности с учетом рекомендаций Всемирного банка и положительного опыта других стран.

По оценке Минэкономики, сделанной на основе анализа промежуточной информации о результатах работы по улучшению рейтинга нашей страны в отчете Всемирного банка «Doing busines 2011», позиция страны, с учетом реализованных до 1 июня нынешнего года мер, может быть улучшена ориентировочно на 10 пунктов. "То есть они ожидают наличие у нас 48-го места", -- уточнил А.Кобяков.

Вместе с тем более точная оценка степени влияния принятых Беларусью мер на рейтинг возможна только при проведении Всемирным банком анализа с учетом результатов реформ в других странах.

Вице-премьер напомнил, что по итогам отчета «Doing busines 2010» Беларусь в очередной раз была признана одной из стран лидеров по количеству проведенных реформ в сфере регулирования предпринимательской деятельности и произведенному ими эффекту. Наиболее ощутимые результаты были достигнуты по 5 из 10 показателей рейтинга: регистрация предприятий и собственности, обеспечение исполнения контрактов, наем рабочей силы, получение разрешений на строительство. В то же время зам. главы правительства признал, что есть и слабые места, где многое еще предстоит сделать. В первую очередь, это -- налогообложение, где мы занимаем 183-е место, а также международная торговля, кредитование, защита инвесторов. «Рейтинг остался самым низким, несмотря на большой объем проделанной работы, в результате которой было реализовано 57 системных мер по упрощению налоговой системы, а налоговая нагрузка снижена более чем на 4,7 процентных пункта», посетовал А.Кобяков.

Он напомнил, что в 2009--2010 годах работа по улучшению позиции Беларуси в рейтинге "Ведение бизнеса-2011", который будет опубликован в сентябре нынешнего года, проводилась в соответствии с утвержденным в 2009 г. планом действий. Из 47 мероприятий плана выполнено 23, на стадии выполнения -- 21. Во время реализации плана действий подготовлено 27 проектов нормативных правовых актов, из которых 15 принято. К примеру, подготовлен проект закона Беларуси о внесении изменений и дополнений в закон Беларуси "О хозяйственных обществах", он уже одобрен двумя палатами белорусского парламента и находится на подписании у Президента. Принятие этого закона должно вывести Беларусь во второй--третий десяток стран с наиболее благоприятными условиями по защите инвесторов, надеются в правительстве.

Почему отмена большого числа налогов не приводит к значительному снижению налоговой нагрузки? По словам А.Кобякова, это происходит из-за того, что при отмене одних налогов увеличивается налоговая база по другим, «идет восполнение доходной части бюджета». В результате позиция в рейтинге практически не меняется. Кроме того, меры в области налоговой политики учитываются Всемирным банком с большим опозданием. То есть, изменение налогового законодательства с 1 января нынешнего года будет учтено по итогам полного финансового года в 2011 г. при подготовке отчета Doing busines 2012 и не войдет в ближайший отчет, -- объяснил Кобяков. По мнению вице-премьера, «неплохим результатом» можно считать достижение Беларусью 70-го места в рейтинге по налогообложению. Он заметил, что ведущие европейские государства с развитой системой госзащиты в данном рейтинге находятся ниже: Германия -- на 71-м месте, Австрия --102-м, Италия --135-м.

В международной торговле, считает вице-премьер, все предусмотренные меры удалось реализовать. А низкое место в рейтинге он объяснил «реалиями сегодняшнего дня, когда в рамках Таможенного союза приходится согласовывать правила игры со странами, которые по данному показателю занимают отнюдь не первые места: Россия --162-е, Казахстан -- 183-е. Что ж, каждый сам выбирает себе союзников. Но в такой компании нелегко будет пробраться как в верхние строчки рейтинга ВБ, так и в ВТО. Правда, по мнению А.Кобякова, Беларусь может улучшить свою позицию по показателю «международная торговля», в частности, благодаря внедрению электронной системы таможенного оформления товаров.

Заметим, что лидерством по количеству реформ, возможно, особо не стоит гордиться: этот статус обычно завоевывают страны, серьезно отставшие в этой области от остальных и срочно пытающиеся наверстать упущенное. Вряд ли у промышленно развитой страны есть основания радоваться помещению в десятку реформаторов наряду с Албанией и Руандой и тем, что мы, по сути, отчасти отпустили, наконец, слишком туго затянутые «гайки». Скажем, никого за рубежом (в т.ч. в России) не удивить скромными успехами в либерализации ценообразования, поскольку там эта проблема давно и радикально решена. И создание рамочных условий защиты инвесторов придется еще подкреплять конкретными мерами ответственности топ-менеджеров и мажоритарных акционеров, правоприменительной практикой и корпоративной культурой. Плоскую шкалу подоходного налога Беларусь ввела последней из постсоветских стран. Но помимо ставок и количества налогов, налоговой нагрузке в ВВП и других подобных параметров есть еще ощущение бизнеса о стабильности, понятности и прозрачности налоговой системы. А качество налогового администрирования измеряется не только, к примеру, числом перешедших на электронное декларирование субъектов, но их побудительными мотивами. Ведь иные методы, используемые чиновниками, влияют на состояние бизнес-климата гораздо серьезнее, чем формальные показатели А потому эксперты ВБ при составлении рейтинга руководствуются не только отчетами правительств и официальной статистикой, но и мнением бизнесменов конкретных стран и инвесторов. А тут могут быть разные мнения о качестве и эффективность правительственных мер -- на всех не угодишь.

Анна Мороз


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях