Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №23(2717) от 26.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2545
EUR:
3.5239
RUB:
3.5097
Золото:
228.08
Серебро:
2.6
Платина:
94.8
Палладий:
105.16
Назад
Зарубежный опыт
15.06.2007 8 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

За всемирный учет и контроль

После громких корпоративных скандалов, потрясших экономику США и ЕС в начале XXI века, законодательство этих стран в сфере бухучета, аудита и ответственности за махинации с финансовой отчетностью претерпели серьезные изм...

После громких корпоративных скандалов, потрясших экономику США и ЕС в начале XXI века, законодательство этих стран в сфере бухучета, аудита и ответственности за махинации с финансовой отчетностью претерпели серьезные изменения. За 5 лет, прошедших с тех пор, мир смог оценить и эффективность принятых мер. Этот опыт особенно интересен сейчас, когда в Беларуси продолжается работа над внесением изменений в КоАП.

Мировое экономическое сообщество пытается найти баланс между регламентирующими актами и рекомендациями, которые позволяли бы формировать максимально прозрачную и достоверную финансовую отчетность и в то же время не сделали бы процесс ее составления слишком дорогим. Решение этого вопроса может быть разным. В США таким решением стал закон Сарбейнса-Оксли (Sarbanes-Oxley Act — SOX), строгость которого сегодня многие считают непомерной.

Так, ст. 1105 SOX предоставила право Комиссии по ценным бумагам США (SEC) запрещать навсегда или на определенный срок любому нарушителю законодательства о ценных бумагах занимать руководящие должности любого эмитента зарегистрированных ценных бумаг в случае, если поведение такого лица показывает несоответствие такой должности.

В соответствии со ст. 1106 SOX установлены штрафы с юридических лиц до 25 млн.USD за нарушения в отчетности публичных компаний и до 500 тыс. USD за нарушения в отчетности негосударственных пенсионных планов.

Статья 807 SOX установила специальную норму об уголовной ответственности за обман акционеров публичных компаний. Лицо, которое преднамеренно реализует или пытается реализовать схему, направленную на обман любого лица в связи с любой зарегистрированной ценной бумагой или получение посредством ложных или обманных утверждений или обещаний, любых денег или собственности в связи с покупкой или продажей зарегистрированных ценных бумаг, наказывается штрафом и/или лишением свободы на срок до 25 лет. А за мошенничество с использованием почты или электронных средств грозит сроком до 20 лет (ст.903).

За нарушения в отчетности и учете негосударственных пенсионных планов физические лица согласно ст.904 SOX наказываются штрафом до 100 тыс. USD (раньше был 5 тыс.) и/или лишением свободы до 10 лет (раньше был 1 год).

При этом максимальные штрафы грозят тем компаниям, где мошенничество широко распространено и совершалось длительное время. Кроме того, при наложении штрафа учитывается число акционеров, получивших прибыль от сокрытия информации, намеренным ли было мошенничество и число участников аферы. Эти нормы тоже заслуживают внимания наших законодателей. Ведь если штрафы установлены в диапазоне 100 — 200 базовых величин и нет ясных критериев выбора конкретной суммы, то тяжесть наказания определяется чиновником по своему усмотрению. А отсюда до произвола и коррупции рукой подать…

В соответствии со ст. 906 SOX представляемая в соответствии с законодательством в SEC отчетность должна сопровождаться письменным утверждением генерального директора и финансового директора о том, что содержащаяся в отчетности информация достоверно представляет во всех существенных аспектах финансовое положение и результаты деятельности эмитента. Лицо, подписывающее такое утверждение, зная о несоответствии отчетности установленным требованиям, наказывается штрафом до 1 млн.USD и/или лишением свободы на срок до 10 лет. Если такое деяние совершается преднамеренно, возможен штраф до 5 млн. и/или лишение свободы на срок до 20 лет. Заметим — эти меры не касаются главных бухгалтеров.

Статья 1101 SOX предусматривает, что лицо, которое изменяет, разрушает или скрывает записи, документы или другие объекты, или пытается это сделать с намерением нарушить целостность объекта или его доступность для использования в официальном расследовании, или иным способом мешает, влияет или замедляет расследование, или пытается это сделать, наказывается штрафом и/или лишением свободы на срок до 20 лет.

Интересно, что доказанное незнание лицом нарушенного правила законодательства о ценных бумагах освобождает его от тюрьмы. Заметим также, что ст. 1107 SOX устанавливает ответственность за месть осведомителям. Лицо, которое осознанно, с намерением отомстить, предпринимает любые действия, вредные для любого лица, включая вмешательство в законные трудовые отношения и образ жизни любого лица, наказывается штрафом и/или лишением свободы на срок до 10 лет.

Однако исследования эффективности ужесточения требований к ведению учета и контроля показали, что требования SOX приносят мало пользы, но очень дорого стоят. Так, по данным Бостонского исследовательского института AMR Research и Business Roundtable компаниям в 2006 г. пришлось потратить на выполнение требований закона более 6 млрд. USD.

Опрос менеджеров 61 корпорации, проведенный специалистами Гамбургского университета, показал, что большинство респондентов считают расходы на контроль несопоставимыми с получаемой пользой. 80% менеджеров признали, что в их фирмах вопросам соблюдения законодательства стало уделяться больше внимания, и 60% считают, что прозрачность компании повышается. Половина опрошенных оценили затраты на учет и контроль от 1 до 10 млн. USD, а 30% концернов — более 10 млн. USD. Однако только 40% опрошенных отмечают, что в их компаниях бизнес-процессы улучшились. Поэтому эксперты университета отметили, что закон Сарбейнса-Оксли наглядно демонстрирует последствия вмешательства государства в сферу внутреннего контроля компаний и призвали европейских парламентариев не копировать слепо американские правила. Во многом по этой причине Евросоюз жесткой законодательной регламентации предпочел разработку кодексов корпоративного поведения, где контроль за исполнением требований законодательства хотя усилен, но гораздо мягче, чем в США.

Требования SOX распространяются на все компании, проходящие листинг на биржах США, включая иностранные. Однако строгости американского законодательства быстро привели к оттоку капитала в Европу. Если в 2000 г. бесспорное первенство принадлежало Нью-Йоркской бирже, то теперь 90% средств зарубежными компаниями были привлечены на Лондонской и Люксембургской биржах. В прошлом году в США в результате первичного размещения было привлечено 27 млрд. EUR, а в Европе — 51 млрд. Многие компании, собиравшиеся разместить свои акции на Нью-Йоркской бирже, отдали предпочтение европейским площадкам, где требования помягче. В результате американцы начинают задумываться — не слишком ли туго они закрутили гайки?
 
Леонид ФРИДКИН
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений