Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Консультации
24.06.2016 4 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

За себя и за того парня

Между сторонами существует денежное обязательство, условиями которого предусмотрено, что должник несет ответственность перед кредитором за его неисполнение при наличии вины. Впоследствии должник возложил исполнение денежного обязательства на третье лицо, которое его не исполнило. Нужно ли должнику доказывать отсутствие как своей вины, так и вины третьего лица в неисполнении обязательства для исключения ответственности перед кредитором?

Да, должен.

Согласно ст. 290 ГК обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями законодательства, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычно предъявляемыми требованиями. Исходя из п. 1 ст. 372 ГК лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законодательством или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям гражданского оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Так, при осуществлении сторонами предпринимательской деятельности законодательством, в частности, нормой п. 3 ст. 372 ГК установлено общее правило, в силу которого лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение обязательства невозможно вследствие непреодолимой силы, т.е. чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Однако приведенная норма является диспозитивной, что позволяет сторонам при осуществлении предпринимательской деятельности обусловить наступление ответственности наличием вины обязанного лица (в данном случае – должника).

Пунктом 1 ст. 294 ГК определено, что исполнение обязательства может быть возложено должником на третье лицо, если из законодательства, условий обязательства или его существа не вытекает обязанность должника исполнить обязательство лично. В таком случае кредитор обязан принять исполнение, предложенное за должника третьим лицом. При этом должник отвечает за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства третьими лицами, на которых было возложено исполнение, если законодательством не установлено, что ответственность несет являющееся непосредственным исполнителем третье лицо (ст. 374 ГК).

Из приведенной нормы следует, что при возложении исполнения обязанности на третье лицо должник не выбывает из обязательства и в случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) данного обязательства третьим лицом должник будет нести ответственность перед кредитором.

Отсюда очевидно, что ответственность должника за действия третьих лиц подчиняется общим требованиям законодательства об основаниях ответственности за нарушение обязательств (ст. 372 ГК). Так, если ответственность должника за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательства возникает только при наличии вины, то для освобождения должника от ответственности при возложении обязанности на третье лицо он должен доказать отсутствие не только своей вины, но и невиновность третьего лица, на которого возложено исполнение.

 

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений