$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

ЗА ПЛОХУЮ РАБОТУ - ПРИВАТИЗИРОВАТЬ©

18.07.2014

 

Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко предупреждает, что неэффективные сельхозпредприятия будут приватизированы в случае, если за полгода они не выйдут на безубыточную работу. Об этом глава государства заявил 14 июля, принимая с докладом премьер-министра страны Михаила Мясниковича, руководителя рабочей группы по мерам совершенствования государственной аграрной политики.

На рассмотрение Президента была представлена информация о дополнительных расходах бюджета и банков в связи с возможным принятием четырех проектов указов по совершенствованию государственной аграрной политики, обсуждение которых ранее состоялось на совещании с участием главы государства 10 июня 2014 г.

А.Лукашенко считает, что белорусское сельское хозяйство может не только работать самостоятельно, но и зарабатывать. «Сегодня уже цены на сельскохозяйственную продукцию как оптом, так и в розницу такие, что нашему сельскому хозяйству, которое получило немалую поддержку от государства в предыдущие две пятилетки, можно жить самостоятельно и зарабатывать, что и делают сельхозпредприятия — колхозы, совхозы, которые хотят жить и работать», — отметил Президент. Он пообещал поддержать тех, «кто сегодня может выйти на безубыточную работу и работать самостоятельно», а тем, «которые не хотят и не могут», будет дан срок как минимум до конца года, после чего они будут приватизированы и проданы «тем, кто хочет работать». При этом нынешние руководители таких предприятий будут заменены новыми кадрами.

Специально созданной комиссией по рассмотрению проблемных вопросов в аграрной сфере под руководством премьер-министра уже давно вынесены на рассмотрение Президента нормативные правовые акты по реформированию АПК (см. «ЭГ» № 43 от 13.06.2014). Однако сделать решительный шаг власти никак не решатся. Возможно, все дело в сложностях подсчета финансово-экономических последствий преобразования колхозов в хозяйственные общества и реструктуризации их долгов. На совещании Президент также задался вопросом, готово ли государство принять на себя обязательства по выдаче очередной порции господдержки селу. Заметим, что предлагаемые решения по отсрочке долгов окажутся нелегким бременем для всей финансовой системы страны. При этом никакие бухгалтерские ухищрения по сокрытию реструктуризации выданных АПК кредитов не помогут улучшить реальное состояние банков.

Напомним, что несколько лет назад уже проводилась кампания по присоединению убыточных сельхозпредприятий к промышленным предприятиям и банкам. На время это создало иллюзию улучшения ситуации в сельском хозяйстве, но теперь прежние проблемы вернулись в еще большем объеме. При этом никто не пытался подсчитать, во что обошлось обременение непрофильными сельскохозяйственными активами заводов и банков.

Традиционная постановка вопроса «кто плохо работает — приватизировать» тоже лишь на время отсрочит проблемы села. Получается, что власти рассматривают сегодня приватизацию как крайнюю меру, способную даже не пополнить казну, а просто избавить государство от заботы о «вытягивании» неэффективных хозяйств, в которые, кстати, вложены немалые бюджетные средства. Такое видение приватизации вряд ли способно обеспечить проведение глубоких структурных реформ. Между тем в постсоциалистических странах лозунг разгосударствления собственности первоначально сводился к попыткам расширить негосударственный сектор экономики, упорядочить легальные основы его функционирования и одновременно с этим децентрализовать хозяйственную власть в государственном секторе, провести коммерциализацию госпредприятий, приспособить их к работе в условиях рыночной экономики. Тем самым создавались предпосылки для дальнейшего, более широкомасштабного и глубокого изменения структуры собственности в пользу негосударственных секторов. Однако в разных странах степень развития этих предпосылок и само их содержание заметно различались. Беларусь в этом отношении оказалась едва ли не самой консервативной.

Интересно, что обсуждение вопроса о передаче в частные руки, по крайне мере, некоторых белорусских колхозов совпало с новой волной приватизации в ряде стран с развивающейся экономикой. Например, Китай приступает к частичной приватизации монопольных государственных предприятий. Как сообщает Global Times, пилотный проект предусматривает расширение возможностей для частного капитала инвестировать в ранее монополизированные отрасли, прежде всего компании энергетического и телекоммуникационного секторов. При этом, по мнению эксперта из комитета Госсовета по контролю и управлению государственным имуществом Чжан Чуньсяо, государственный капитал может «оставаться в небольших долях или полностью выводиться из компаний, представляющих конкурентоспособные отрасли, тогда как секторы экономики, касающиеся национальной безопасности, все еще должны находиться в государственном управлении».

Правительство КНР стало придавать особое значение необходимости развития смешанной экономики после 3-го пленума ЦК КПК 18-го созыва, прошедшего в Пекине в ноября прошлого года.

Китайские власти планируют отказаться от управления в конкурентоспособных отраслях, чтобы сосредоточиться на стратегически важных предприятиях, в основном в сфере национальной безопасности. При этом местный бизнес уже давно готов к приватизации. Крупные китайские гиганты PetroChina и Sinopec уже неоднократно заявляли желание привлекать частный капитал в развитие компаний. О реформе взаимоотношений частных инвесторов и государственных предприятий говорят уже более четырех лет. Напомним, в 1990-е годы в КНР приватизировались в основном те государственные предприятия, которые не вписались в рынок, причем обычно через процедуру банкротства. Государство стремилось сохранить за собой лишь высокодоходные и эффективные бизнесы. В результате сегодня оно контролирует табачную промышленность (на 100%), инфраструктурное строительство (на 90%), электроэнергетику (88%), нефтедобычу и переработку (на 85,5%), коммунальные услуги (на 67,8%), автомобилестроение (около 40%). В большинстве отраслей обрабатывающей промышленности и строительстве госкомпании обеспечивают не более 20%, а в пищевой химической, электронной и фармацевтической промышленности — менее 20% производства. В сфере услуг госкомпании в основном сосредоточены в финансовом секторе, а в оптовой и розничной торговле, в общественном питании, гостиничном бизнесе, пассажиро- и грузоперевозках они вообще не представлены.

Теперь ситуация меняется. Кстати, Комитет по контролю и управлению государственным имуществом при Госсовете КНР объявил о включении в список приватизируемых предприятий корпорации COFCO. Она была создана путем серии слияний государственных продовольственных и животноводческих компаний в 1950-х и сейчас является крупнейшей в своей отрасли в Китае с оборотом около 120 млрд. USD и более чем 60 тыс. работников. Сегодня корпорация управляет крупнейшими в стране зернохранилищами и владеет портами, которые могут обрабатывать 100 млн. тонн зерна в год. Может быть, китайский опыт, на который так любят ссылаться наши власти, подвигнет их на активизацию приватизационных процессов и в Беларуси?

Вадим ЛЕБЕДЕВ