$

2.0882 руб.

2.4488 руб.

Р (100)

3.1507 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

«За» отмену тотального недоверия

09.11.2007

Как нам известно, Министерство юстиции подготовило проект изменений в Декрет № 11, которые направлены на восстановление заявительного принципа регистрации субъектов хозяйствования. К сожалению, содержание этого проекта остается пока недоступным для широкой экономической общественности. Следовательно, нет и возможности для общественной экспертизы столь важного для хозяйственной жизни документа.

Тем не менее автор, излагая свое мнение по этой актуальной проблеме с учетом как зарубежного, так и отечественного опыта, надеется быть услышанным до принятия окончательного решения.

Действующий сегодня порядок регистрации субъектов хозяйствования (утвержден Декретом от 16.03.1999 № 11 с последующими изменениями и дополнениями, далее — Декрет № 11) по существу является разрешительным, что подтверждается рядом основных признаков:

— регистрирующие органы осуществляют проверку учредительных документов, а также вносимых в них изменений и дополнений на их соответствие актам законодательства. При несоответствии учредительных документов законодательству государственная регистрация не допускается;

— пункт 40 Положения, утвержденного Декретом № 11 (далее — Положение), содержит перечень из 13 оснований для отказа в регистрации, отдельные из которых, мягко говоря, вызывают сомнения в их соответствии законодательным актам, в т.ч. Конституции. Причем этот перечень не является исчерпывающим, т.к. регистрация не допускается «также по другим основаниям, предусмотренным законодательными актами» (часть вторая п. 40);

— регистрирующий орган принимает специальное решение о регистрации, на основании которого вносится запись в Единый госрегистр, хотя Положение не содержит прямого указания на принятие такого решения, в отличие, например, от ликвидации (часть первая п.14 Положения).

Декрет от 10.06.2006 № 6 значительно упростил процедуру регистрации, что позволило прежде всего сократить сроки и затраты на ее проведение. В связи с этим в отчете Всемирного банка «Ведение бизнеса 2008» Беларусь вошла в десятку стран-реформаторов в этой сфере. Вместе с тем вряд ли можно говорить о том, что мы создали такие условия для «вхождения в бизнес», которые снимают все проблемы. Это, кстати, неоднократно отмечали и высшие должностные лица страны. Выступая с Посланием к белорусскому народу и Национальному собранию 24.04.2007 г., А.Лукашенко отметил следующее:

«Процедура государственной регистрации субъектов хозяйствования является достаточно дорогостоящей и сложной. Думаю, сегодня уже можно ставить вопрос — и как-то его толкать, рассматривать — о том, чтобы отказаться от разрешительного принципа госрегистрации и перейти на заявительный принцип. Такой подход существенно поднимет уровень взаимного доверия структур государства и бизнеса.

В этом направлении можно и нужно предпринять еще ряд шагов.

Например, отменить требование указывать в учредительных документах виды предполагаемой к осуществлению деятельности, если они не запрещены. Сейчас мы требуем сначала указать эти виды деятельности, а потом по десять раз вносить изменения. Зачем?»

Итак, заявительный принцип регистрации (а по большому счету создания) бизнеса прежде всего означает, на наш взгляд, что:

— субъекты, обращающиеся за регистрацией, сами отвечают за содержание учредительных документов, а регистрирующий орган не проверяет это содержание;

— регистрирующий орган проверяет только наличие необходимых документов и может отказать в регистрации по общему правилу: 1) при непредставлении (неполном представлении) документов; 2) при обращении в ненадлежащий орган;

— в связи с вышеизложенным, должны быть полностью исключены основания для отказа в регистрации, содержащиеся в п.40 действующего Положения;

— должно быть исключено представление целого ряда документов, которые всегда вызывали сомнения в их целесообразности либо законности истребования, в частности: гарантийное письмо или иной документ, подтверждающий право на размещение организации; документы, содержащие сведения о собственниках имущества; анкету на каждого учредителя;

— некоторые документы можно просто объединить, например, в бланк заявления включить необходимые данные, в т.ч. касающиеся учредителей, создания организации;

— нужно категорически отказаться от указания в учредительных документах видов деятельности (об этом, напомним, говорил и А.Лукашенко);

— регистрация должна осуществляться специальными регистраторами путем внесения записи в ЕГР, без принятия специальных решений типа коллегиальных решений исполкомов.

«За» отмену тотального недоверия

(Oкончание. Начало на с. 1)

Последнее уже вызывает дебаты, звучит один из аргументов — необходимость борьбы с коррупцией. А некоторые напоминают и еще одну из задач — борьба с «фирмами-однодневками». Что касается второго, то практика и Беларуси, и других стран показала, что определить «однодневку» на этапе регистрации — дело практически безнадежное. Что касается коррупции, то давайте признаемся, что и при нынешней ситуации все решает в основном чиновник, принимающий документы, а решение исполкома лишь «проштамповывает» его мнение. А дальше встает вопрос: а если регистрирующий орган сам нарушил законодательство, к кому предъявлять претензии? К коллегиальному органу (исполкому) либо конкретному чиновнику? Вообще, при постановке таких вопросов, особенно со стороны госорганов, всегда появляется ощущение, что мы живем в эпоху (либо в стране) тотального недоверия и контроля. Но, может быть, как раз «персонификация» действий и ответственности будет в большей мере способствовать усилению борьбы с коррупцией, нежели их «размывание»?

Хотелось бы подтвердить такой вывод примером из нашей практики. Обратим внимание на ст. 16 Закона «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним», в котором определен статус регистратора. Регистратор имеет широкий спектр полномочий и, в частности, обладает исключительным правом:

принимать в установленном порядке документы, представленные для осуществления госрегистрации;

совершать регистрационные действия:

осуществлять госрегистрацию создания, изменения, прекращения существования недвижимого имущества;

осуществлять госрегистрацию возникновения, перехода, прекращения прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество;

осуществлять госрегистрацию сделок с недвижимым имуществом;

присваивать кадастровый, инвентарный номер объекту недвижимого имущества;

вносить записи в регистрационную книгу;

вносить документы в регистрационные дела, записи в опись заявлений и документов, содержащихся в регистрационном деле;

вносить информацию в кадастровую карту и журнал регистрации заявлений;

представлять в установленном порядке сведения и документы из единого госрегистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним.

А ведь при регистрации недвижимости и сделок с ней «на кону» иногда имущество гораздо дороже, чем при регистрации субъекта малого предпринимательства, да и спорные отношения могут быть весьма серьезными при нарушениях. Но тут мы почему-то доверяем регистраторам, а в других случаях в доверии отказываем?

Если не на словах, а на деле устанавливать для начинающих предпринимателей, особенно в сфере малого бизнеса, нормальные условия работы, то надо отказаться от ряда стереотипов и больше доверять как гражданам, так и чиновникам. А что касается контроля и ответственности, то у нас их, согласитесь, иногда даже с избытком.


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях