$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

ЗА НАМИ ЗАНИМАТЬ

24.06.2011

Валовой внешний долг Беларуси возрос на 11,3% с начала года и достиг 31,712 млрд. USD на 1 апреля. В т.ч. сумма долгосрочных заимствований составляет 17,475 млрд. USD, краткосрочных — 14,237 млрд. USD, сообщает Национальный банк.

В структуре долга наибольшую долю занимает долг органов госуправления — 10,998 млрд. USD, что на 9,3% больше, чем на начало года. Долг банковского сектора — 6,833 млрд. USD (+18,8%), других секторов экономики — 11,310 млрд. USD (+13,1%).

Внешний долг небанковского сектора характеризуется высоким уровнем краткосрочных обязательств — 9,105 млрд. USD (80,5%). Основная часть этой суммы — торговые кредиты (7,815 млрд. USD), еще 634 млн. — кредиты и займы. Объем просроченной задолженности по всем видам обязательств — 656,4 млн. USD, что на 8,9% больше, чем на начало года.

Удельный вес долгосрочных заимствований небанковского сектора — 2,205 млрд. USD — целиком сформирован кредитами и займами. Прямые инвестиции в форме межфирменного кредитования на 1 апреля составили 858,2 млн. USD.

В расчете на душу населения валовой внешний долг вырос с 3 007 USD на начало года до 3 347 USD на 1 апреля.

По данным Нацбанка РБ, на обслуживание внешнего долга в I квартале т.г. было направлено 1,273 млрд. USD (9,6% ВВП, или 14,3% экспорта товаров и услуг). Из них 1,035 млрд. USD составили выплаты по основному долгу, а 238 млн. USD — платежи по процентам.

Как сообщалось, валовой внешний долг Беларуси за 2010 г. увеличился на 6 452 млн. USD (29,2%) и на 1.01.2011 г. cоставил 28 512 млн. USD. В этом году ему суждено продолжать рост: 21 июня в республику поступил первый транш финансового кредита из средств Антикризисного фонда ЕврАзЭС в сумме 800 млн. USD. Денежные средства поступили в соответствии с подписанным 9.06.2011 г. Соглашением о предоставлении финансового кредита из средств Антикризисного фонда ЕврАзЭС между Республикой Беларусь и Евразийским банком развития. Кредитные средства размещены на счете в Нацбанке и по условиям Соглашения будут направлены на пополнение международных резервных активов и финансирование дефицита платежного баланса. Второй и последующие транши, каждый в сумме 440 млн. USD, будут перечисляться Беларуси по мере выполнения согласованных мер программы стабилизации платежного баланса и повышения конкурентоспособности экономики, разработанной правительством страны.

Правда, замминистра финансов Владимир Амарин сообщил в среду журналистам, что Беларусь в этом году не намерена привлекать внешние заимствования путем выпуска облигаций, помимо уже размещенных. «800 млн. USD из запланированного миллиарда мы привлекли. Это значительная, большая часть запланированного. Еще привлекать пока не планируем», — сказал замминистра. Он также сообщил, что размещение облигаций на российском рынке пока также не планируется. Размещать их сейчас «нет смысла, ситуация этому не способствует».

Кирилл ПРУДНИКОВ

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Пока внешний долг растет, остаются неурегулированными и другие обязательства. Так, глава Федеральной таможенной службы (ФТС) РФ Андрей Бельянинов заявил недавно, что Беларусь задолжала России 6,380 млрд. RUB (около 230 млн. USD) ввозных пошлин в рамках Таможенного союза. По словам А.Бельянинова, такая ситуация сложилась из-за «неудовлетворительного администрирования коллегами ввозных таможенных пошлин». Не справился с задачей и Казахстан, задолжавший РФ 15,569 млрд. RUB.

«Деньги небольшие, но можно было бы их вернуть», — сказал глава ФТС, добавив, что необходимо изменить механизм распределения ввозных пошлин и пересмотреть коэффициенты перечисления ввозных таможенных пошлин между странами.

Как известно, зачисление и распределение ввозных таможенных пошлин с 1.09.2010 г. в рамках Таможенного союза осуществляется в соответствии со специальным соглашением. По нему ввозные пошлины зачисляются на единый счет и распределяются в бюджеты стран согласно установленным нормативам распределения: в бюджет РФ перечисляется 87,97% от объема ввозных таможенных пошлин, в бюджет Беларуси — 4,7%, Казахстана — 7,33%. Неужели механизм оказался неработоспособным?

В свою очередь, ГТК Беларуси раскритиковал выступление своего московского коллеги. «Заявления руководителя Федеральной таможенной службы Российской Федерации считаем некорректными и игнорирующими законодательство Таможенного союза, в разработке которого Бельянинов А.Ю. принимал непосредственное участие», — говорится в сообщении пресс-службы ГТК РБ. «Утверждение о том, что администрирование ввозных таможенных пошлин в Республике Беларусь… является неудовлетворительным, не соответствует действительности», — подчеркивает ГТК.

В то же время проблема существует. Как указано в пресс-релизе, диспаритет встречных потоков ввозных пошлин в рамках их распределения в настоящее время обусловлен ростом импорта в Россию и последующим перетоком этих товаров в Беларусь, тогда как таможенные пошлины по ним уплачены в РФ. О наличии или отсутствии 230 млн. USD задолженности, о которой говорит А.Бельянинов, в пресс-релизе не упоминается.