Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Факты, комментарии
12.06.2015 5 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

За наличку ответишь

За превышение лимита по расчетам наличными индивидуальному предпринимателю может грозить штраф от 30 до 100, а юридическому лицу — от 50 до 200 базовых величин (БВ). Проект соответствующих изменений в КоАП поступил в Палату представителей.

За превышение лимита по расчетам наличными индивидуальному предпринимателю может грозить штраф от 30 до 100, а юридическому лицу — от 50 до 200 базовых величин (БВ). Проект соответствующих изменений в КоАП поступил в Палату представителей.

Власти намерены обеспечить к 1.01.2016 г. увеличение доли безналичного денежного оборота в розничном товарообороте и объеме платных услуг населению до 50%. Согласно Указу Президента от 16.10.2014 № 493 «О развитии безналичных расчетов» (далее — Указ № 493), вступившему в силу 19.04.2015 г., юридические лица и ИП при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг не вправе принимать от физического лица платеж наличными в размере свыше 1000 БВ (1 БВ в настоящее время составляет 180 тыс. Br). Лимит расчетов не распространяется на платежи физических лиц за товары (работы, услуги), осуществляемые путем внесения наличных денег непосредственно в кассы банков для зачисления на банковские счета юридических лиц или ИП. Совмину и Нацбанку поручено в течение 6 месяцев привести акты законодательства в соответствие с Указом № 493. Разумеется, одним из основных способов такого обеспечения станут экономические санкции.

Предлагается дополнить ст. 12.19 КоАП частью, в соответствии с которой прием юридическими лицами и ИП при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг платежей наличными денежными средствами от физического лица в размере, превышающем предельный размер платежа наличными денежными средствами, установленный законодательными актами, повлечет наложение штрафа на ИП в размере от 30 до 100 БВ, а на юридическое лицо — от 50 до 200 БВ. Составление протоколов о таких административных правонарушениях делегировано органам Комитета госконтроля, Нацбанка и налоговым органам.

Введение административной ответственности инициировал Нацбанк. Кстати, в первоначальном проекте указа, разработанном в июне прошлого года, предусматривались более высокие штрафы: для ИП — от 50 до 100 БВ, для юрлиц — от 300 до 500 БВ.

Власти заинтересованы в сокращении наличного денежного оборота, увеличении безналичных расчетов по розничным платежам с использованием банковских карточек и других современных инструментов расчетов, усилении контроля за денежными потоками. Для этого постановлением Совмина и Нацбанка от 21.05.2014 № 489/7 был расширен перечень объектов, подлежащих оснащению платежными терминалами и обеспечивающих прием банковских платежных карточек для осуществления безналичных платежей, исключены пороговые значения выручки для обязательной установки терминалов, а также принят ряд других мер по расширению сферы безналичных платежей. Документ, за исключением отдельных положений, вступил в силу с 22.07.2014 г.

Однако если в крупных торговых центрах особых проблем при расчетах у граждан, чья зарплата перечисляется на банковские карточки, обычно не возникает, то в некоторых организациях терминалы зачастую дают сбои. В результате держатели карточек выстраиваются в очереди у банкоматов, чтобы снять наличные для оплаты покупок. Это само по себе снижает доверие к безналичным платежам. В небольших населенных пунктах карточная инфраструктура, как правило, вообще развита слабо. Может, сначала следует обеспечить бесперебойную работу платежных терминалов на территории всей страны, приемлемую стоимость оборудования и банковских комиссий, а уже затем добиваться резкого снижения наличных платежей?

К примеру, в России аналогичный законопроект, предусматривающий двухэтапный переход к безналичным платежам, подготовленный в 2013 г. Минфином, в Госдуму так и не поступил. Разработчики не смогли предложить работоспособный механизм контроля. Правда, россияне не отказываются от этой идеи. Но, как признал на днях министр финансов РФ Антон Силуанов, прежде чем вводить ограничения на наличные расчеты, надо убедить бизнес и население в необходимости такой меры. В частности, нужно устранить преимущества, которые получают предприниматели, использующие теневые расчеты, по сравнению с теми, кто работают честно и платят все налоги.

Кстати, в развитых странах, на чей опыт ссылаются авторы отечественного законопроекта, платежи наличными составляют не более 10% от денежной массы, однако к такой структуре платежей там шли достаточно долго, обходясь без формальных штрафов за наличные расчеты.

Анна РАДЮК

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by