$

2.1472 руб.

2.4250 руб.

Р (100)

3.1867 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

ЗА КУЛИСАМИ ИНТЕГРАЦИИ©

20.03.2012

Россия при осуществлении госзакупок в 2012 г. готовится уравнять в правах свои товары с белорусскими. Такое намерение содержится в проекте приказа Минэкономразвития РФ «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей размещения заказов на поставки товаров для нужд заказчиков», с которым можно ознакомиться на сайте министерства.

В соответствии с федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» Минэкономразвития РФ установило, что при осуществлении госзакупок путем проведения конкурса или аукциона, в т.ч. электронного, участникам, чьи заявки содержат предложения о поставке товаров российского и (или) белорусского происхождения, предоставляется преференция в виде 15-процентного снижения цены при сопоставлении с предложениями поставщиков товаров, произведенных в других государствах.

Уравнивание товаров, произведенных в обеих странах, в правах — ожидаемый шаг в условиях Таможенного союза. Однако российские бизнесмены опасаются демпинга со стороны белорусских поставщиков, поскольку действующие в Беларуси правила госрегулирования внутренних цен и господдержки могут привести к неравным условиям участия в аукционах. Особенно беспокоятся представители пищевой промышленности и АПК. В других отраслях подобных опасений меньше. Так, по мнению исполнительного директора Ассоциации производителей медицинских изделий IMEDA Александры Третьяковой, белорусская медицинская промышленность не очень развита, ее предприятия работают в основном в низкомаржинальном сегменте рынка и конкурируют с россиянами и компаниями из Юго-Восточной Азии. Не скажутся равные условия участия в госзакупках и на рынках сельхозтехники и лекарств. Через госзакупки продается не более 20 машин в год при емкости рынка 7–8 тысяч, отмечает замдиректора по внешним связям ассоциации «Росагромаш» Андрей Агашков. Как правило, это селекционные машины, закупаемые для нужд сельхозакадемии и ее региональных представительств.

В Беларуси нет препаратов, которые можно было бы закупать по дорогостоящим программам, отмечает заместитель гендиректора Stada CIS Иван Глушков. В 2011 г. по российской программе льготного лекарственного обеспечения закуплено лекарств белорусских производителей на 425 062 USD (около 0,015% от общего объема закупок по этой программе) — на 11% больше, чем годом ранее, подсчитал «Фармэксперт».

Зато проект приказа Минэкономразвития уже вызвал беспокойство российских свиноводов. Они и так ждут немало проблем от присоединения России к ВТО, что повлечет снижение пошлин на живых свиней с 40% до 5%. Гендиректор Национального союза свиноводов РФ Юрий Ковалев считает, что предоставление преференций для россиян —- одна из компенсационных мер для отрасли, в то время как допуск белорусской свинины на тех же условиях, что и российской, снижает ее положительный эффект. Правда, ненамного: объем госзаказа по свинине — всего несколько процентов от общего объема ее потребления в России. По оценкам Мясного союза РФ, в 2010 г. из Беларуси было импортировано 5652 т свинины в живом весе, в 2011 г. — 11 270 т; мяса свинины — 38 700 т (6% общего импорта) и 51 580 т (7% импорта) соответственно.

Между тем в Минске оценка пользы от предоставления в России преференций нашим товарам оценивается достаточно скромно. Ведь аналогичный подход к условиям их доступа на российский рынок госзакупок, правда, в несколько более узком сегменте, действовал и в прошлом году — в соответствии с приказом Минэкономразвития РФ от 12.05.2011 № 217. Однако преференции оказались фактически невостребованными. Дело в том, что в Москве «забыли» снять на пути наших поставщиков барьеры для их участия в электронных аукционах — основной процедуре размещения госзаказа. Суть проблемы кроется в получении белорусскими субъектами хозяйствования сертификатов открытого ключа электронной цифровой подписи в удостоверяющих центрах РФ, а также вывозе средств криптографической защиты информации в Беларусь для участия в российских госзакупках. Поэтому сегодня в Россию многие наши товары попадают в основном через местных посредников, что, разумеется, сказывается на эффективности и объемах поставок.

Впрочем, мы платим россиянам той же монетой. Формально их поставщикам и товарам созданы одинаковые с белорусскими условия доступа на наш рынок госзакупок. В Беларуси с 1.01.2012 г. официально вступило в силу Соглашение о государственных (муниципальных) закупках, подписанное главами государств 9.12.2010 г., ратифицированное Законом от 28.12.2010 № 211-З. В действительности же оно так и не заработало. В частности, предписанного Соглашением широкого и обязательного применения в госзакупках электронных аукционов в текущем году не ожидается. Эта процедура в соответствии с Указом Президента от 27.02.2012 № 112 по- прежнему применяется по желанию.

На бумаге никакой дискриминации нет и при оценке, и при сопоставлении предложений российской продукции. Согласно постановлению Совмина от 28.12.2011 № 1750 при проведении конкурсов, электронных аукционов, процедур запроса ценовых предложений, процедур оформления конкурентного листа до 31.12.2012 г. к цене предложений участников, предлагающих белорусские и (или) российские товары (работы, услуги), применяется одинаковая преференциальная поправка в размере 15%, а в случае предложения товаров (работ, услуг), произведенных организациями общественных объединений инвалидов, — 25%. Однако некоторые другие нормы отечественного законодательства целенаправленно ориентируют наших заказчиков на приобретение преимущественно белорусской продукции. Например, согласно постановлению Совмина от 20.12.2008 № 1987 госзакупки товаров (работ, услуг), страной происхождения которых является иностранное государство, осуществляемые для обеспечения обороноспособности и безопасности Беларуси, а также закупки сельскохозяйственных товаров (продукции, сырья и продовольствия) допускаются, если такие товары (работы, услуги) не производятся на ее территории или их производство недостаточно для удовлетворения потребностей отечественных заказчиков. При этом каких-либо оговорок относительно российских компаний здесь нет.

Михал СТЕЛЬМАК