Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №72(2668) от 22.09.2023 Смотреть архивы


USD:
3.1498
EUR:
3.4355
RUB:
3.348
Золото:
192.6
Серебро:
2.37
Платина:
93.17
Палладий:
127.09
Назад
Факты, комментарии
10.04.2015 7 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ЗА ФАСАДОМ ВАЛЮТНОГО РАВНОВЕСИЯ©

Общий оборот отечественного валютного рынка в I квартале текущего года составил 13810,78 млн. USD — на 15% меньше, чем в январе–марте прошлого года, и на 30,1% меньше, чем в IV квартале. Таким образом, сокращение спроса на валюту в сочетании с ухудшением финансового положения бизнеса и населения стали значимым фактором относительной стабильности рубля.

Общий оборот отечественного валютного рынка в I квартале текущего года составил 13810,78 млн. USD — на 15% меньше, чем в январе–марте прошлого года, и на 30,1% меньше, чем в IV квартале. Таким образом, сокращение спроса на валюту в сочетании с ухудшением финансового положения бизнеса и населения стали значимым фактором относительной стабильности рубля.

Поcле двукратного обвала валютного рынка в январе текущего года, февраль был довольно активным — отмена сбора на покупку валюты и ряда других ограничений позволила удовлетворить отложенный спрос. Но в марте, как свидетельствуют данные Нацбанка, общий оборот валютного рынка составил всего 4766,6 млн. USD — на 11% меньше, чем в феврале. В частности, белорусские предприятия купили в марте 1581,8 млн. USD (на 13,2% больше, чем в предыдущем месяце), а продали — 1641 млн. (на 16,7% больше). Таким образом, после чистой покупки 66,9 млн. USD в январе, в феврале чистая продажа валюты составила 8,7 млн., а в марте — 59,2 млн. USD. Еще больше активности проявили нерезиденты, купившие в марте 4,1 млн. USD и продавшие 39,5 млн. (на 23,9% и в 1,9 раза больше, чем в феврале). Соответственно и чистая покупка в этом сегменте выросла вдвое — до 35,4 млн. USD. В свою очередь, население приобрело в марте наличной валюты на 415,7 млн. USD, безналичной — 74,9 млн. (на 1,6% и 39,9% больше, чем в феврале), а продало 659,5 млн. и 86,4 млн. USD (на 38,5% и почти в 2 раза больше). В итоге чистая продажа населением валюты составила 255,3 млн. USD — в 4,6 раза больше, чем в феврале.

Всего же по итогам I квартала на внутреннем валютном рынке сложилась чистая продажа валюты со стороны предприятий резидентов в размере 1,1 млн. USD, нерезидентов — 71,3 млн., населения — 280,8 млн. USD. Отметим, что со снятием запретов внебиржевой валютный рынок довольно быстро восстановился — в I квартале т.г. обороты на нем достигли 5174,26 млн. USD — на 3,2% больше, чем в аналогичном периоде прошлого года.

В предложении валюты и спросе на нее произошли количественные и качественные изменения. Если в конце прошлого года и начале нынешнего предприятия и банки с огромными затруднениями вынуждены были покупать ее на бирже, потому что внебиржевой рынок был остановлен, то теперь главная проблема — найти рублевые ресурсы, чтобы купить доллары или евро. Теперь белорусский рубль получил передышку: российская валюта на некоторое время перестала раскачивать нашу валютную корзину, а возвращение высоких ставок по рублевым депозитам возвратило к ним интерес вкладчиков.

В правительстве видят в происходящем признаки стабилизации экономики страны и эффективности принятых мер по совершенствованию параметров инструментов денежно-кредитной политики. «Курсообразование у нас приобрело, в принципе, достаточно стабильный характер — на протяжении нескольких месяцев идет, как и обещал Национальный банк, гибкое колебание курса вокруг спроса и предложения, — заявил премьер-министр Андрей Кобяков во время рабочей поездки в Могилевскую область. — I квартал текущего года мы прошли, удовлетворяя спрос на внутреннем валютном рынке как по населению, так и по юридическим лицам без использования золотовалютных резервов».

К сожалению, объявленное главой правительства улучшение не избавляет от груза выплат по внешнему долгу, падения золотовалютных резервов и замедления внешней торговли. Правда, сокращение притока валюты здесь отчасти компенсируется уменьшением потребности в ней. Так, по данным Нацбанка, экспорт товаров и услуг снизился в январе–феврале т.г. по сравнению с аналогичным периодом 2014 г. на 26,4%, а импорт — на 34%. При этом спад коснулся как товаров (на 29,4 и 36,1% соответственно), так и услуг (на 10,2 и 15,6%). В результате положительное сальдо внешней торговли товарами и услугами выросло почти в 2,5 раза, но при такой динамике внешней торговли радоваться можно только статистически. Государство «застраховало» свои интересы: обязательная продажа валюты на БВФБ в марте составила 865 млн. USD, что на 2,8% больше, чем в феврале т.г., и на 1,8% меньше, чем годом ранее. Всего же в I квартале т.г. обязательная продажа валюты составила 2673,2 млн. USD — на 13,7% больше, чем в аналогичном периоде 2014 г. Таким образом, сокращение экспорта пока с лихвой компенсируется увеличением доли обязательной продажи.

С другой стороны, по оценке Нацбанка, за прошлый год прирост объема наличной национальной валюты на руках у населения составил 0,3% от величины денежных доходов, а за 2013 г. — 0,2%. Разумеется, в период девальвации все, кто мог, запаслись валютой. Но большую часть текущих расходов, инвестиций, а также налоги приходится оплачивать в рублях. В таком же положении оказались и граждане, чьи зарплаты перестали расти еще в конце прошлого года. Кое-где с ее получением вообще возникли проблемы. Так, по данным Белстата, на 1 апреля в 518 организациях имелась просроченная задолженность по заработной плате перед 90,8 тыс. работниками. Сумма просроченной задолженности составила 318,8 млрд. Br, или 1,8% от фонда заработной платы по республике за февраль т.г. Эти показатели кажутся не очень значительными, но надо иметь в виду, что речь здесь идет только об обследуемых предприятиях — без учета малых организаций без ведомственной подчиненности.

О напряженности с рублевой ликвидностью для текущих нужд можно судить и по уровню задолженности организаций по кредитам и займам на выплату зарплаты — на 1 января 2015 г. она составила более 2 трлн. Br, или 9,8% от декабрьского фонда заработной платы. Тревожный сигнал подает и финансовый рынок: со 2 по 7 апреля из-за отсутствия заявок были признаны несостоявшимися 2 ломбардных кредитных аукциона, 2 аукциона СВОП и один депозитный аукцион.

Одновременно продолжается рост цен, невзирая на декларируемые правительством меры по их ограничению. Если государственные монополисты руководствуются только своими интересами, заверяя, что очередное повышение тарифов вызвано необходимостью «поэтапной ликвидации убыточности», бизнес вынужден следовать состоянию платежеспособного спроса на рынке. Таким образом, у многих компаний и граждан появляется все больше причин расставаться с личными валютными запасами.

Константин АЛЕХИН

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений