$

2.0989 руб.

2.4052 руб.

Р (100)

3.1982 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

За деньги и чеки

21.05.2010

Пилотный проект продажи пяти предприятий с участием инвестиционных агентов должен стать испытанием на прочность всей белорусской приватизации. Специалисты Государственного комитета по имуществу надеются на его успех. Но впереди — решение еще более масштабных задач, имеющих не только экономическое значение.

По мнению первого замдиректора фонда Госимущества ГКИ Петра Лукьянова, положительному результату должно способствовать предложение контрольных пакетов этих ОАО. А потому интерес инвесторы уже проявляют. Причем если изначально лишь к «Бархиму», то теперь и к остальным, особенно, если те сами стараются что-то предпринять. Например, «Волмет» решил привлечь внимание покупателей с помощью телерекламы.

Инвестиционная привлекательность предприятий, намеченных к приватизации, во многом зависит от позиции отраслевых министерств. Их требования к потенциальным инвесторам, отметил П.Лукьянов, должны быть выполнимы и соразмерны предлагаемой к продаже доле акций. Помимо обязанностей по выполнению условий конкурса, инвестор должен иметь и право на участие в управлении предприятием. Ведь без соответствующих прав контроля невозможно соблюдать условия, например, по выполнению социальных программ и созданию рабочих мест. Поэтому, считают в ГКИ, условия приватизационных сделок должны быть реальными.

С другой стороны, порой у инвесторов есть свои пожелания, например, оплачивать акции в рассрочку. Этот вопрос прорабатывается, но пока чиновники считают, что передача акций в собственность должна происходить по мере их оплаты. Но в будущем возможны и другие варианты. Так, новая редакция Закона «О приватизации» допускает продажу акций, принадлежащих государству, по результатам доверительного управления.

Пока же иные министерства предлагают отложить до лучших времен акционирование подчиненных им предприятий — когда их финансы укрепятся и конъюнктура улучшится. Но ГКИ не одобряет подобную позицию. «Очевидно, что возможности министерств и самих предприятий недостаточны, чтобы обновить основные фонды. И надежды справиться с модернизацией своими силами, полагаясь на средства республиканского бюджета, инновационных фондов, несостоятельны, — считает П.Лукьянов. — Практика показывает, что помощь из этих источников не совсем эффективна: во-первых, денег недостаточно, во-вторых, они используются по другим направлениям. Не стану сейчас публично приводить факты, скажу лишь, что часто вместо крупных сумм господдержки акционерным обществам было бы выгоднее привлечь прямые инвестиции».

Специалистов ГКИ неприятно удивила позиция некоторых работников Минпрома, не желающих привлекать инвестагентов и инвесторов. «В целом министерство отличает сильная позиция торможения наших инициатив. А ведь мы готовим предприятия к тому, чтобы к приходу инвесторов они функционировали в понятной форме для привлечения инвестиций, пусть и со 100-процентной долей государства в акционерном капитале на первых порах. К тому же мы не исключаем участие инвестора уже на стадии акционирования», — пояснил П.Лукьянов.

Позиция министерств наводит на мысль, что, отвергая внешних инвесторов, чиновники сами надеются прибрать к рукам эти предприятия. Но директор фонда Госимущества ГКИ Наталья Жерносек сомневается в такой возможности. Не подтверждает подобные подозрения, по ее словам, и практика. Например, гостиничный комплекс «Спорт», выставленный на продажу за 10,5 млрд. Br, не нашел желающих стать его владельцем. Ведь, помимо покупки объекта, придется принять обязательства по погашению его долгов и реконструкции, напомнила Н.Жерносек.

Причину пробуксовки приватизации ГКИ видит не в желании министров и директоров скупить заводы, а в сложности самого процесса. Среди факторов, которые приходится учитывать, экономическая безопасность, значение активов для страны. Например, РУП «Беларуськалий» — стратегический актив Беларуси не только из-за стоимости основных фондов и числа работников. Он обеспечивает значительную часть валютной выручки республики, и к тому же это — третий по величине производитель калийных удобрений в мире. Поэтому приватизации он пока не подлежит.

С другой стороны, нужно подумать о социальных последствиях, сохранении рабочих мест. Третье — нельзя допустить, чтобы инвестор покупал предприятие с целью его закрыть, уничтожив как конкурента. И, наконец, продажа активов должна пополнять бюджет, признала Н.Жерносек. По ее мнению, поступления от использования госимущества и распоряжения им позволяют оценивать результаты реформирования госсобственности на протяжении последних лет как хорошие. Если в 2009 г. республиканский бюджет пополнился на 3,6 трлн. Br от сделок с госимуществом, платежей за аренду, дивидендов на акции, принадлежащие РБ, то в I квартале 2010 г. — на 1,9 трлн. Br.

В 2008–2009 гг. было реформировано 325 госпредприятий. В 2010-м запланировано приватизировать 133 предприятия республиканской формы собственности и 285 — коммунальной. Часть из них будет продана, другая — акционирована. Пока ГКИ предлагает акции 160 предприятий. Две сделки уже состоялись. Объявлены аукционы по продаже пакетов 10 предприятий, завершается оценка рыночной стоимости еще двух. Из 3 тыс. объектов неиспользуемого госимущества до конца года запланировано продать 1900, в т.ч. 480 — республиканской собственности.

Н.Жерносек сообщила, что подготовленные изменения в Закон об объектах, находящихся только в собственности государства, предполагают сокращение перечня таких объектов до 28 позиций, что позволит расширить возможности приватизации и уменьшить расходы на управление госимуществом. Этот законопроект и новая редакция Закона «О приватизации» прошли первое чтение в Национальном собрании и, возможно, будут приняты к 1 июля и введены в действие до конца года.

Отдельный вопрос — чековая приватизация. Аннулировать ее никто не рискует: около половины белорусов еще не использовали чеки «Имущество». Погасить оставшиеся чеки деньгами слишком дорого. Потребовалось бы изыскать 1 трлн. Br (800 млрд. Br — на сами выплаты, и 200 млрд. — для компенсации «Беларусбанку» за их проведение). Поэтому ГКИ предлагает продлить срок обращения чеков до 2013 г., рассказала Н.Жерносек. Кроме того, предлагается продлить чековую приватизацию в отношении АО, созданных до вступления в силу новой редакции Закона «О приватизации». Процесс обмена еще идет, в отделениях «Беларусбанка» для этого предлагаются акции порядка 400 АО. При желании к ним можно добавить бумаги других предприятий. Не за горами отмена всех ограничений на обращение акций приватизированных ОАО. По мере стабилизации их финансового положения вероятность выплаты дивидендов возрастает, поэтому объем сделок и число желающих в них поучаствовать может существенно вырасти.

Оксана КУЗНЕЦОВА