Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №35 (2532) от 17.05.2022 Смотреть архивы

USD:
2.51
EUR:
2.6141
RUB:
3.9482
Золото:
145.73
Серебро:
1.71
Платина:
75.7
Палладий:
156.07
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

За что мы платим городу

В последнее время в СМИ появились сообщения о том, что по решению Мингорсовета для приема на работу иногороднего работника минскому нанимателю придется раскошелиться на довольно круглую сумму -- 500 базовых величин. Это значит, что гражданам нашей страны, не имеющим минской прописки, путь на столичные предприятия фактически будет закрыт...
В последнее время в СМИ появились сообщения о том, что по решению Мингорсовета для приема на работу иногороднего работника минскому нанимателю придется раскошелиться на довольно круглую сумму -- 500 базовых величин. Это значит, что гражданам нашей страны, не имеющим минской прописки, путь на столичные предприятия фактически будет закрыт. Редкий наниматель сможет себе позволить перечислить в городской бюджет 3500 USD. Но в этом нет необходимости, поскольку после обязательной юридической экспертизы Министерством юстиции по данному решению вынесено отрицательное заключение.

В ст.10 Закона "О статусе столицы Республики Беларусь -- города Минска" (далее -- Закон) среди прочих полномочий Мингорсовета есть право устанавливать порядок приглашения организациями и индивидуальными предпринимателями иногородних граждан для работы и жительства в Минске, а также размер платы за каждого приглашенного с учетом затрат на развитие социальной инфраструктуры города.

Решением Минского городского Совета депутатов от 2003-04-24г. N 30 была утверждена Инструкция о порядке приглашения организациями и индивидуальными предпринимателями иногородних граждан для работы и жительства в Минске (далее -- Инструкция). Применяя один из основополагающих принципов толкования нормативного акта, а именно буквальное восприятие изложенных в нем норм, можно сделать вывод о том, что в рамках предоставленных полномочий Мингорсовет в данной Инструкции вправе установить механизм приглашения иногородних граждан как инициативного поиска нанимателями кандидатур, отвечающих различным профессиональным и образовательным критериям с последующим информированием подходящих лиц о желании нанимателя видеть его в штате своих сотрудников.

К сожалению, порой отдельные органы своими подзаконными актами значительно расширяют сферу своих полномочий. Данная Инструкция -- как раз такой случай. По сути она регулирует порядок приема на работу в Минске жителей других населенных пунктов Беларуси. Так, пункт 1 Инструкции устанавливает, что прием на работу иногородних граждан должен осуществляться по предварительному согласованию с Мингорисполкомом. Для жителей Минской области, имеющих возможность ежедневно возвращаться к своему постоянному месту жительства, прием на работу в столице осуществляется без согласования с Мингорисполкомом, но при условии обязательного уведомления районного отделения Минского городского центра занятости о наличии соответствующей вакансии.

Таким образом, Мингорсовет вмешался в трудовые отношения между нанимателем и работником, не имея на то никаких полномочий. Более того, введенные городскими властями дискриминационные положения противоречит ст.39 Конституции, установившей право равного доступа граждан к должностям в госорганах, ст.16 Трудового кодекса (далее -- ТК), запрещающей необоснованно отказывать отдельным гражданам в заключении трудового договора, а также Всеобщей декларации прав человека, Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах, конвенциям Международной организации труда N 111 "О дискриминации в области труда и занятий" и N 122 "О политике в области занятости".

Предусмотренная Инструкцией процедура согласования приема на работу иногородних работников предполагает представление нанимателем определенного перечня документов, в частности подтверждения обеспечения приглашаемого работника жильем, документов, удостоверяющих его семейное положение и др. Отметим, что ст.26 ТК перечень документов, предъявляемых при заключении трудового договора, уже определен. Это документ, удостоверяющий личность, трудовая книжка, документ об образовании и профессиональной подготовке, в предусмотренных законодательством случаях направление на работу и декларация о доходах и имуществе, страховое свидетельство, а также иные документы, если их предъявление предусмотрено законодательными актами.

Далее, Инструкция предусматривает сложную процедуру согласования найма иногородних работников. Сначала документы надо представить в комитет по труду и социальной защите Мингорисполкома, по результатам рассмотрения которых выносится заключение о целесообразности приглашения на работу того или иного лица. Это заключение направляется в комиссию по рассмотрению ходатайств о приглашении на работу иногородних граждан, которая готовит соответствующие предложения о приглашении или об отказе и представляет их Мингорисполкому для принятия окончательного решения. Каждый из "тройки" вправе отказать в приглашении работника. При этом ни сроки, ни порядок рассмотрения документов, ни основания для отказа Инструкцией не оговариваются, а фактически оставлены на усмотрение чиновников Мингорисполкома.

И последнее. В рамках полномочий, предоставленных Законом, Минский горсовет вправе устанавливать размер платы за каждого приглашенного с учетом затрат на развитие социальной инфраструктуры города. Размер этой платы в 1992г. составлял первоначально 37000 руб., затем 200 минимальных заработных плат, с 1996г. -- 500 "минималок", а согласно п.8 новой Инструкции -- 500 базовых величин.

Действующее законодательство не содержит определения термина "социальная инфраструктура", но обычно в нее входят организации образования, здравоохранения, коммунальные службы и т.п. При установлении уполномоченными государственными органами платы за те или иные услуги размер таких видов выплат имеет четкое экономическое обоснование, чего нельзя сказать о данной ситуации. Вряд ли Минску для обеспечения развития достойной социальной инфраструктуры требуется потратить 3500 USD на одного приглашенного работника.

Отметим, что нормативные правовые акты областных, Минского городского Советов депутатов, облисполкомов и Минского горисполкома с 1 января 2000г. вступают в силу только после их включения в Национальный реестр правовых актов, что, в свою очередь, возможно только после вынесения Минюстом заключения о соответствии этих актов действующему законодательству РБ. Поэтому, решение N 30 не подлежит применению. Если на его основании на субъект хозяйствования будут наложены какие-либо санкции или были ущемлены чьи-либо права -- можете смело обращаться в суд, требуя защиты своих интересов. И суд встанет на вашу сторону. Прецеденты были.

По результатам проведенной Минюстом обязательной юридической экспертизы решение, утвердившее данную Инструкцию, признано не соответствующим законодательству РБ и ряду международных договоров. Акты, получившие подобное заключение, подлежат отмене с момента их принятия.

Поскольку Инструкция не применяется, представители местной власти могут потребовать исполнения ранее принятых решений Мингорисполкома от 11.04.96г. N 240 "О регистрации иностранных граждан и лиц без гражданства, временно прибывающих в г.Минск и компенсации соответствующих затрат городского хозяйства" и Минского городского Совета народных депутатов от 5.03.92г. N 100. Но тот факт, что на момент принятия указанных решений юридическая экспертиза актов местных органов власти не проводилась, не освобождает эти органы от принятия своих решений в полном соответствии с действующим законодательством и международными договорами. В соответствии со ст.122 Конституции решения местных Советов депутатов, не соответствующие законодательству, подлежат отмене вышестоящими представительными органами либо Президентом. Можно обратиться и в Конституционный суд, который уже неоднократно выносил решения о несоответствии некоторых актов местных исполнительных и распорядительных органов Конституции и иным актам законодательства.