$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

ЗА ЧТО БОРОЛИСЬ...

14.09.2010

Минувшим летом бизнес-союзы в очередной раз подняли ряд проблем, связанных с распространением в республике электронного декларирования налогов. В результате с июля тарифы на данные услуги были несколько снижены, однако деловое сообщество настаивает на полной отмене таких платежей.

Три года назад предложение ввести электронное декларирование для сдачи отчетов в контролирующие органы стало одним из пунктов Национальной платформы бизнеса Беларуси. Предполагалось, что это должно упростить процедуры и сэкономить время, которое тратилось на доставку отчетов на бумажном носителе. Однако реализация идеи привела не совсем к тем результатам, на которые рассчитывал бизнес. «За что боролись, на то и напоролись. Предприниматели уже смотрят на нас волком», — заявил на недавней пресс-конференции председатель Минского столичного союза предпринимателей и работодателей Владимир Карягин.

Для многих субъектов хозяйствования переход на электронное декларирование не уменьшил количество посещений контролирующих органов, к примеру, в налоговую все равно необходимо ехать, чтобы подать документы для зачета НДС, на предоставление льгот по подоходному налогу и т.д. Некоторых инспекторы МНС попросили привезти бумагу, на которой впоследствии будут распечатываться отчеты. Другие, по словам В.Карягина, пожаловались на разъяснительно-принудительные беседы, в ходе которых им настоятельно рекомендовали подписаться на данные услуги, притом что соотношение «цена — качество» программного продукта устраивает далеко не всех. Во-первых, звучат нарекания на частые сбои в работе программы. Во-вторых, многим показалась завышенной стоимость регистрации (ее продления) абонента с выдачей носителя ключевой информации, которая по расценкам РУП «Информационно-издательский центр по налогам и сборам» с 1 июля т.г. составляет 257 830 Br с НДС для юрлиц и 232 050 — для ИП. Значительному числу субъектов хозяйствования, особенно представителям малого бизнеса, перешедшим на ежеквартальную отчетность, и вовсе проще и дешевле 4 раза в год навестить своего инспектора и передать налоговую декларацию.

В ответном письме на адрес СЮЛ «Республиканская конфедерация предпринимательства» первый замминистра по налогам и сборам Сергей Наливайко указывает на расходы, связанные с внедрением новой системы. Так, программное обеспечение для организации электронного документооборота требует поддержки в актуальном состоянии и, соответственно, постоянной доработки, а средства криптографической защиты информации и электронно-цифровой подписи (ЭЦП), являясь коммерческим продуктом с определенной стоимостью, одновременно подлежат сертификации и лицензированию. Сообщается, что РУП «Информационно-издательский центр по налогам и сборам» вложило значительные средства и продолжает нести расходы по созданию всех элементов системы, поддержанию ее в рабочем состоянии, по проведению аттестации, аккредитации, выплате зарплаты специалистам и т.п.

В письме также отмечается, что тарифы на услуги Удостоверяющего центра установлены в соответствии с Инструкцией о порядке формирования и применения цен и тарифов, утв. постановлением Минэкономики от 10.09.2008 № 183. Кроме того, они значительно ниже, чем за аналогичные услуги в РФ. Последнее обстоятельство В.Карягин предлагает не брать в расчет, т.к. в России цена подобного рода проектов зачастую имеет высокую коррупционную составляющую. Лучше ориентироваться на Западную Европу, где в большинстве стран основную часть расходов по распространению электронного декларирования берет на себя бюджет, а декларанты либо вообще освобождены от платежей, либо вносят символичную плату. К тому же, как свидетельствует опыт ФСЗН, благо технического прогресса можно распространять бесплатно и в нашей стране.

Бизнес-сообщество обеспокоено тем, что нынешние проблемы с декларированием налогов будут перенесены на систему «Электронное правительство», предусматривающую переход на масштабный документооборот через Интернет. Напомним, проект одобрен Стратегией развития информационного общества в Республике Беларусь на период до 2015 г., утв. постановлением Совмина от 9.08.2010 № 1174. По крайней мере в межведомственную рабочую группу, которая займется вопросами «Электронного правительства», помимо чиновников различных министерств и ведомств вошли только представители IT-индустрии, заинтересованные в получении заказов на разработку ПО. Видимо, остальных — потребителей услуг — собираются проинформировать по факту определения правил игры.

Алесь ГЕРАСИМЕНКО