Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
251.74
Серебро:
3
Платина:
100.05
Палладий:
107.63
Назад
Факты, комментарии
01.03.2011 5 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Южный антидемпинговый фронт

Украина рассматривает возможность введения импортных антидемпинговых пошлин на нефтепродукты — 130 EUR/т для бензина и 80 EUR/т — для дизтоплива. «Каждая страна имеет право себя защищать, особенно в сложное время, но мы решение о введении таких импор...

Украина рассматривает возможность введения импортных антидемпинговых пошлин на нефтепродукты — 130 EUR/т для бензина и 80 EUR/т — для дизтоплива. «Каждая страна имеет право себя защищать, особенно в сложное время, но мы решение о введении таких импортных защитных пошлин еще не приняли, в правительстве есть разные точки зрения (по этому поводу), ведутся расчеты», — заявил премьер-министр Николай Азаров.

Начало конфликту положили шесть украинских НПЗ, потребовав через Министерство энергетики и угольной промышленности от правительства специального расследования по нефтепродуктам, поступающим на рынок Украины. Импорт составляет на нем около 40% общего объема, что препятствует развитию национальных производителей. Особое место здесь занимает Беларусь, из которой в Украину поступает половина импорта. Удельный вес наших нефтепродуктов здесь достигает 20–25%. Неудивительно, что белорусы стали главным объектом атаки украинских нефтепереработчиков. Введение заградительных пошлин, на их взгляд, положит конец несправедливой конкуренции с белорусскими НПЗ, получающими сырье на более выгодных условиях, чем украинские.

Белорусская сторона с такой оценкой не согласна. «Разговоры о ценовом демпинге нефтепродуктов производства ОАО «Мозырский НПЗ» на украинском рынке не имеют под собой оснований», — говорится в официальном сообщении завода, распространенном на днях его пресс-службой. В нем утверждается, что в нашей стране экспорт нефтепродуктов осуществляется исключительно по рыночным ценам, сформированным на электронных биржевых торгах, в которых на равных участвуют потребители более чем из 20 стран мира, в т.ч. Украины. Кроме того, с 1.01.2011 г. на основании соглашений в рамках Таможенного союза при экспорте нефтепродуктов с белорусской стороны взимаются вывозные таможенные пошлины.

Мозыряне считают, что в действительности претензии к белорусским нефтепродуктам вызваны прежде всего их качественным преимуществом перед украинскими, что сильно сказывается на спросе и в конечном итоге — на реализации. С этим, кстати, согласны и транспортники Украины. Заправляться местным топливом, судя по отзывам в киевских и региональных СМИ, они по возможности избегают. Поэтому украинские НПЗ в 2010 г. поставили на внутренний рынок, потребляющий 10 млн. т нефтепродуктов, лишь 6,5 млн. т. Более того, их экологические параметры не соответствуют потребностям современного автомобильного парка. Например, бензин стандарта Euro-5 в Украине вообще не производят, а Euro-4 пока только обещают выпускать на Лисичанском и Одесском НПЗ. Кременчугский завод декларирует выпуск Euro-4, однако, по мнению местных экспертов, ему для этого потребуется модернизация. Впрочем, установить истину невозможно — качество топлива в Украине никто не контролирует.

На этом фоне продукция МНПЗ по экологическим параметрам здесь более чем конкурентоспособна. Она отвечает стандартам и Euro-4, и Euro-5, что подтверждается сертификатами аккредитованных лабораторий. Это стало возможно благодаря масштабной модернизации производства, совершенствованию технологических процессов, на что в 2005–2010 гг. израсходовано 980 млн. USD.

В ближайшие 5 лет в соответствии с программой перспективного развития завода до 2015 г. предусматривается строительство новых установок, которые позволят нарастить мощности по производству высококачественных автомобильных бензинов и дизтоплива. Это должно позволить МНПЗ к концу текущей пятилетки увеличить объем первичной переработки нефти с нынешних 10,5 млн. т до 12 млн.т, а глубину переработки довести с 70% до 90–92%. При этом потребуются значительные инвестиции. Кроме того, в стране есть немало других программ, финансирование которых тесно увязано с доходами отечественной нефтепереработки.

Потеря украинского рынка, объем поставок на который может достигать 2,5 млн. т, грозит Беларуси многомиллионными убытками, необходимостью переориентации нефтепродуктов на другие направления. Поэтому МНПЗ, Белорусская нефтяная компания, «Белнефтехим», МИД намерены отстоять интересы республики. Согласно украинскому законодательству стороны, заинтересованные в антидемпинговом расследовании, должны зарегистрироваться в качестве участников до конца февраля, а до 10 марта представить информацию, подтверждающую их позицию, в госорганы Украины. После этого начнутся многомесячные слушания. Тем временем уже в середине марта Киев может в качестве предупредительной меры ввести импортные пошлины на период расследования.

Михал СТЕЛЬМАК

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений