Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №5 (2502) от 21.01.2022 Смотреть архивы
picture
USD:
2.5734
EUR:
2.9232
RUB:
3.3614
Золото:
151.96
Серебро:
2
Платина:
86.46
Палладий:
169.2
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Юбилейный резидент зоны

В канун 2004г. состоялась презентация сотого зарегистрированного в свободной экономической зоне "Минск" резидента. Им стало частное унитарное предприятие "Санта-Холод", которое будет заниматься оказанием услуг по хранению и складированию замороженных и охлажденных продуктов...
В канун 2004г. состоялась презентация сотого зарегистрированного в свободной экономической зоне "Минск" резидента. Им стало частное унитарное предприятие "Санта-Холод", которое будет заниматься оказанием услуг по хранению и складированию замороженных и охлажденных продуктов. Для реализации этого проекта должно быть привлечено около 2,5 млн. USD отечественных и иностранных инвестиций. Получать подобные услуги на территории Беларуси пожелали многие российские и норвежские компании. Учредителем "Санта-Холода" является хорошо известное в стране СП "Санта Бремор".

С 1998г. -- года создания СЭЗ "Минск" -- средняя стоимость одного проекта в ней возросла с 466 тыс. USD до 1,18 млн. USD. О росте популярности СЭЗ свидетельствуют данные, приведенные зам. главы администрации зоны Евгением Костенко: если в 2002г. в нее поступило 23 млн. USD реальных инвестиций, то в прошлом при том же количестве резидентов-"новичков" (17) -- 35 млн. USD 18 млн. из них -- от иностранных инвесторов (годом раньше -- 15 млн. USD). За 2003г. предприятия зоны произвели продукции примерно на 110 млн. USD, экспорт составил около 75 млн. USD.

В нынешнем году по сравнению с прошлым объем привлеченных инвестиций должен возрасти на 17%.

Отрадно то, продолжил Евгений Михайлович, что в ходе реализации предложенных проектов предполагаются новые крупные вложения -- большинство резидентов зоны капитализируют прибыль, оснащаются новым оборудованием, развивают и совершенствуют свои технологии. 11 из них строят или ведут проектные работы по строительству собственных цехов, заводов.

В настоящее время администрация зоны ищет солидных клиентов для участия в двух крупных проектах -- создании транспортно-обслуживающего комплекса (ТОК) "Прилесье" на пересечении автомагистралей Е30 (Москва -- Париж) и М-4 (Минск -- Могилев) и возведении транспортного логистического центра на территории национального аэропорта "Минск". Первый из них предусматривает организацию комплексной сети сервисного и бытового обслуживания грузоперевозок, таможенных складов, коммерческих и производственных предприятий, объектов сферы питания, отдыха и связи для водителей и пассажиров. В соответствии со вторым проектом планируется строительство таможенно-терминального комплекса и бизнес-центра (комплекса предприятий связи и телекоммуникаций, банковских, страховых, экспедиторских компаний, представительств авиакомпаний, турбизнеса и др.), а также гостиничного комплекса. Уже заключен договор о намерениях с одной из инвестиционных компаний, в рамках которого предполагается привлечь до 20 млн. USD из Чехии и России для реализации первого проекта. Что касается второго -- договоренностей хотя бы на уровне намерений пока ни с кем нет, хотя и администрация зоны, и Минтранс, с которым работа ведется совместно, уверяют, что поскольку эти две территории представляют собой практически один транспортный узел, то и работа будет вестись взаимоувязанно: кто займется Прилесьем, тот неизбежно "выйдет" и на аэропорт.

Поделился Евгений Михайлович с журналистами и своим беспокойством: нужен мораторий на любые изменения нормативно-правовой базы СЭЗ. Главные вопросы, которые задают инвесторы, как правило, касаются стабильности и гарантий их прав, а не размеров льгот и преференций. Между тем сейчас Государственный таможенный комитет выступил с инициативой исключить для зон льготы на внутренние квоты. Как известно, с 2002г. 90% продукции, производимой в СЭЗ, должно реализоваться на внешних рынках и только 10% -- на внутреннем. В принципе все СЭЗ в мире создаются как экспортные анклавы, и исходя из этого требование ГТК как бы закономерно. Но ведь пять лет назад, когда разрабатывалось технико-экономическое обоснование СЭЗ и выпускалось Положение о них, со всеми ведомствами согласовывался и затем был утвержден правительством пакет условий, в которых должны действовать резиденты, в т.ч. правила реализации продукции собственного производства на внутреннем рынке страны. Теперь это правило предлагают "усовершенствовать". В этом наша беда -- не считаем должным придерживаться взятых на себя обязательств.

Сейчас все предприятия -- резиденты СЭЗ, выпускают только около 2,5% от ее общего производства в республике. На внутренний рынок, таким образом, ее поступает примерно 0,25%. Налоговые поступления резидентов СЭЗ "Минск" за 2003г. составили около 10 млн. USD. Таможенные пошлины при реализации 10% их продукции на внутреннем рынке -- менее 1 млн. USD.

Так стоит ли копья ломать, разрушая и без того не очень высокий инвестиционный рейтинг страны?