Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №4 (2501) от 18.01.2022 Смотреть архивы
picture
USD:
2.5828
EUR:
2.9496
RUB:
3.3879
Золото:
151.14
Серебро:
1.91
Платина:
80.63
Палладий:
156.94
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Ярослав РОМАНЧУК, руководитель научного исследовательского центра Мизеса: Газовые последствия

После переговоров в Сочи 15 сентября между президентами Беларуси и России стало ясно, что с 1 января 2004г. торговля газом будет идти по рыночным ценам. Это значит, что по административно регулируемой экономике Беларуси может быть нанесен мощный удар...
После переговоров в Сочи 15 сентября между президентами Беларуси и России стало ясно, что с 1 января 2004г. торговля газом будет идти по рыночным ценам. Это значит, что по административно регулируемой экономике Беларуси может быть нанесен мощный удар. Для нашей страны заканчивается целая эпоха -- эпоха дешевых энергоресурсов, полупрозрачных расчетов, поглощения газовой ренты монополистами и перекрестного субсидирования. Повышение цен внесет серьезные коррективы как в корпоративные планы предприятий, так и в проект консолидированного бюджета на 2004г.

Полмиллиарда долларов -- цена неуступчивости

Последствия резкого роста цен на газ по поставкам "Газпрома" будут разными для разных групп потребителей. Сразу оговоримся, что окончательная цена на газ еще не определена. Она будет предметом напряженных переговоров между правительством Беларуси и "Газпромом". Но сегодня уже ясно, что она вряд ли будет меньше базовой цены для Украины -- 50 USD. Базовой -- значит той, по которой Россия поставляет установленную договором между Киевом и Москвой квоту газа. За перебор газа Украина платит уже 80 USD.

Для Беларуси квота поставок газа "Газпромом" на 2004г. вряд ли изменится и составит 10,2 млрд. куб. м. По существующей практике остальной потребляемый страной газ поступает от других коммерческих структур, например "Итеры". Их цена может на 30--60% превышать газпромовскую.

Попробуем посчитать, во сколько обойдется нашей стране повышение цен на газ. По оценке белорусского руководства цена потерь колеблется от 120 до 200 млн.USD, однако, на мой взгляд, эта цифра занижена.

Допустим, что 10,2 млрд.куб.м "Газпром" посчитает по средней цене в 50 USD. Предположим, что в 2004г. Беларусь потребит 18,2 млрд.куб.м газа. (Данная цифра рассчитана, исходя из озвученных планов правительства и реально потребленных объемов в период 2001--2003гг.) Это значит, что 8 млрд.куб.м будет получено от частных газотрейдеров. Если украинская ценовая политика будет применена к Беларуси, то 8 млрд.куб.м нам поставят по цене 65--80 USD за 1 тыс.куб.м. Разумеется, нельзя исключать вариант, когда "Газпром" и независимые поставщики газа установят одну цену для Беларуси. Все зависит от того, как успешно стороны будут искать компромисс. Известно, что средняя цена газа от "Газпрома" в этом году составляет 30 USD, от остальных газовых компаний -- 43 USD. Теперь мы можем посчитать, во сколько обойдется Беларуси повышение цены на газ. Итак, чтобы купить 18,2 млрд.куб.м по ценам 2003г., надо заплатить 306 млн.USD +344 млн.USD = 650 млн.USD. На 2004г. возьмем один из самых плохих сценариев для Беларуси. По новым ценам российские поставщики потребуют 510 млн. USD+640 млн.USD = 1150 млн. USD. Получается, что новая ценовая политика в области газа обойдется Беларуси в 500 млн. USD. Если весь объем газа будет поставляться по 50 USD, то затраты РБ составят 910 USD, т.е. разница -- 260 USD. Это самый благоприятный сценарий для РБ на 2004г.

Данная цифра может варьироваться в зависимости от того, на какую квоту поставок газа согласится "Газпром" и какая будет средняя цена сырья от независимых трейдеров. Для прогнозирования самого неблагоприятного развития событий напомним, что цена газа для Польши составляет около 110 USD за 1 тыс.куб.м, для стран Балтии -- 80--90 USD. При этом вся оплата идет "живыми" деньгами.

Новая цена транзита

На переговорах в Сочи белорусская сторона справедливо заметила, что в случае повышения цен на газ правительство РБ вынуждено будет повысить цены на транзит газа через свою территорию для "Газпрома".

Сегодня ситуация выглядит следующим образом. За последние три года среднегодовой объем транзита по газопроводу "Ямал -- Европа" составляет около 17 млрд.куб.м. "Белтрансгаз" в среднем за год прокачивает еще около 18 млрд.куб.м газа. Тариф на прокачку 1 тыс.куб.м газа на 100 км составляет 0,55 USD. Расстояние -- около 650 км. Допустим, что Беларусь выставит России цены Украины, а не международного трафика, которые составляют 1,74 USD (украинский тариф -- 1,09 USD).

Посчитаем, во сколько обойдутся "Газпрому" новые цены на транзит. Для простоты расчета допустим, что цена транзита по трубопроводу "Ямал -- Европа" и по сети "Белтрансгаза" одинакова (на самом деле они немного отличаются). В 2003г. "Газпром" за прокачку 35 млрд. куб.м газа должен заплатить Беларуси около 125 млн.USD. В 2004г. по новым, "украинским" ценам при том же объеме сумма вырастет до 248 млн.USD. Новая транзитная политика РБ обойдется соседней стране в 123 млн.USD дополнительных расходов.

При самом неблагоприятном для России сценарии, когда Беларусь запросила бы за транзит мировую цену, расходы "Газпрома" при цене 1,74 USD достигли бы 475 млн.USD. Но тогда бы и Москва ответила ростом цен на газ до западноевропейского уровня. Если мы отбросим крайние сценарии, то получится, что Беларусь при новой газовой политике России по отношению к нашей стране вынуждена будет дополнительно "выложить" (с учетом транзита) от 137 до 352 млн.USD, т.е. около 0,9--2,3% ВВП.

Кто и сколько будет платить

Население Беларуси уже давно не дотируется по поставкам газа. По некоторым его видам городские домашние хозяйства возмещают 170% от себестоимости (не считая сжиженного газа в баллонах). Может ли правительство решиться на повышение цен на газ для населения? Может, но возможности для такого шага ограничены доходом семьи, который от новой газовой политики России, понятно, не вырастет. А увеличить плату за жилищно-коммунальные услуги, при котором семья отдавала бы 50% дохода только на квартирные расходы, правительство вряд ли сможет. Таким образом, цена газа для населения в 2004г. может увеличиться процентов на 15--20, не больше.

Предприятия в течение 2003г. платили в среднем 55 USD за 1 тыс.куб.м. При этом ценовая вилка для разных предприятий достигала почти 300%. В этой ситуации главный удар от повышения цен должен будет взять на себя реальный сектор, потому что вряд ли "Белтрансгаз" или "Белтопгаз" легко расстанутся со своей маржей, хотя и им, вероятно, придется затянуть пояса. В итоге рост отпускных цен на белорусские товары и услуги на 30--50% может стать грустной реальностью.

Особенно пострадают те, у кого велика доля топливной составляющей в себестоимости, кто тратит много газа на отопление или потребляет его в качестве сырья. По старой привычке правительство установит более высокие цены для частных предприятий, введет сверхнизкие квоты на тепло и газ по минимальным ценам и одновременно -- особый режим потребления для отдельных предприятий-"любимчиков".

Рентабельность промышленности сегодня едва превышает 10%, а резкий рост издержек еще больше ухудшит финансовое состояние предприятий, резко увеличит число убыточных субъектов хозяйствования. Можно прогнозировать вымывание оборотных средств, еще большую затоваренность складов (ведь никто прогнозные показатели роста ВВП отменять не будет) и дальнейшую потерю конкурентоспособности на внутреннем и внешних рынках. Это означает, что банки под давлением правительства увеличат долю "плохих" кредитов, а предприятия вынуждены будут еще дольше задерживать зарплату. Поскольку "живых" денег у субъектов хозяйствования будет еще меньше, то, естественно, сократятся налоговые поступления. Местные и республиканский бюджеты недосчитаются НДС, налога на доходы и прибыль и налогов с фонда зарплаты. По нашим оценкам, потери консолидированного бюджета и внебюджетных фондов (по сравнению с ситуацией, если бы цены на газ не выросли) могут составить 2--3% ВВП, что эквивалентно почти 450 млн.USD.

Еще 150 млн.USD -- на латание бюджетных дыр

Общеизвестно, что дешевый газ и другие энергоресурсы были формой дотации белорусской экономики. "Лишние" деньги в виде ренты или социальной помощи распределялись среди тех групп населения, которые, по мнению властей, нуждались в поддержке. Новые высокие цены лишат правительство свободы маневра. Деньги на социальные и другие нужды придется искать в другом месте.

Это значит, что возможности корпоративного сектора по содержанию на своем балансе объектов непроизводственного назначения резко сократятся. Платить за детские сады, больницы, школы, дома культуры, за ремонт дорог и социальных объектов придется местным или республиканскому бюджетам. Поскольку дополнительных доходов в бюджете-2004 не предусмотрено, то правительство будет вынуждено сокращать расходы или прибегать к излюбленному способу финансирования дефицита бюджета -- через эмиссионные, суперльготные кредиты Национального банка.

Как следствие -- инфляция, удешевление белорусского рубля. Ввиду резкого ухудшения платежного баланса белорусским властям будет крайне сложно сохранить курсовую динамику образца 2002--2003гг. Значит, реальные доходы населения, в том числе пенсии и зарплаты, будут падать. По самому консервативному подсчету, нейтрализация последствий "газовой атаки" для бюджета РБ (необходимость совершения социальных и корпоративных компенсаций) обойдется в 1% ВВП, или 150 млн.USD. Можно предположить, что правительство вновь обратит свой взгляд на оставшиеся в стране богатые организации, в первую очередь банки с большим объемом депозитных ресурсов населения, и предложит им "поделиться" с теми, у кого на расчетном счете денег нет.

Таким образом, новая ценовая политика России по газу может обойтись Беларуси, по предварительным подсчетам, почти в 750 млн.USD, или 5% ВВП. По результатам переговоров между "Газпромом" и правительством Беларуси эта сумма может уменьшиться или увеличиться на несколько сот миллионов долларов. Это чрезвычайно чувствительный удар даже для динамичной, богатой экономики. Для Беларуси же он может оказаться тем катализатором, который вынудит наконец власти задуматься и проанализировать эффективность проводимой в стране экономической политики.

Беларусь напрасно не воспользовалась возможностью реформирования своей экономики в режиме дешевых энергоресурсов, а в ближайшие 2--3 года это надо будет делать в условиях жестких бюджетных ограничений. Для страны в целом и для большинства субъектов хозяйствования этот процесс будет болезненным, неприятным.