$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

БЛОГ

Я б в стартаперы пошел – пусть меня научат

09.06.2016

Честно говоря, поднадоела истерия вокруг стартапов, IT, «прорывных» технологий и т.д. Откуда только взялось столько народу: от молодых голодных интеллектуалов до экспертов разных мастей? И все на каждом углу вещают о необходимости развития инициативы, новых идей, вовлечения молодежи. Нет, я не спорю! Желание быстро и много заработать похвально – как для молодежи, так и для маститых бизнесменов, готовых стать венчурными инвесторами и бизнес-ангелами. Но можно ли это считать чем-то вроде национальной идеи? В состоянии ли стартапы и IT-сектор вытянуть отечественную экономику из бездны?

 

Иван Бируля, CSO

 

Решил я, например, запустить стартап. Снял маленький офис в ПВТ, набрал команду единомышленников. Осталось придумать самое главное – идею. Обратившись к формуле белорусского счастья «чарка-шкварка-иномарка», выбираем третью составляющую. Автомобилистов у нас много, замутить какое-нибудь полезное для них приложение на IOS и Android – самое то!

Целевая аудитория определена. Теперь приходит идея: создаем приложение «Автокритик». Идею, кстати, бесплатно не отдаю – буду требовать роялти!

Каждый, кто когда-нибудь покупал машину, сталкивался с тем, что достаточно сложно найти реальную и вменяемую критику той или иной модели и марки, выяснить типичные проблемы и сложности в ремонте и обслуживании. В Интернете владельцы авто все больше хвалят свои ласточки и критикуют их крайне выдержанно. А тут будет приложение, которое аккумулирует в себе все сложности, недочеты, типичные поломки, реальные, а не декларируемые производителем, характеристики, реальный негативный опыт эксплуатации, ПДД, мнения экспертов от СТО, законодательство и т.п. Станет полезным такое приложение? Да однозначно! Половина автолюбителей страны мне скажет спасибо!

Остается выяснить, возникнут ли в процессе создания продукта какие-нибудь сложности. Речь идет не о программистах, дизайнерах и продвижении. Есть команда, готовая на первом этапе работать за еду. Но нужно собрать кучу информации, привлечь экспертов, все категорировать, систематизировать, выстроить структуру и концепт. Блин! Работы прилично, и база данных получится нехилая. Ладно, нужно делать! Потребуется, ну пускай, 50 тыс. USD. Я – молодой интеллектуал-нищеброд, денег у меня нет. Найдем инвестора, пущай забирает себе 70% прибыли. Осталось только доказать ему, что тема выгорит!

Но сколько можно на этом заработать? Без финансовых расчетов никто и слушать не станет. В Беларуси на 1000 жителей приходится 442 автомобиля, т.е. потенциальная аудитория примерно 4 млн. человек. Будем реалистами – пусть приложение установит на свои смартфоны каждый четвертый – 1 млн. тоже неплохо. Если выручка в среднем от каждого – за счет рекламы, платного контента – составит в среднем 10–15 центов, то на выходе – максимум 150 тыс. USD. Треть уйдет на расходы, из оставшегося 70% заберет инвестор, получается на выходе 30 тыс. USD в год. Хм… неплохо, но и не так уж и круто. Квартиры всей команде на это не купишь.

Ну да ладно! Есть ход конем: раскрутим приложение и попробуем его продать какому-нибудь Google или Facebook. Идея-то крутая и приложение нужное! Не то, что у коллег за стенкой. Те ваяют свой стартап. Типа выбираешь бороду или шапку, смотришь во фронтальную камеру смартфона – и на экране будет твое лицо с бородой и в шапке. Олени, правда? Да, у них затрат минимум, но кому нужно их приложение? Разве что поржать. Ой, жалко мне их…

Прошел год. Неэпическими усилиями команды приложение пошло в тираж. Уговорили инвестора вложиться. Он вообще-то строительные смеси производит, но теперь сопричастен к IT. Дело движется, вышли на расчетную прибыль. Но приложение нужно развивать и поддерживать. Придумывать новые фичи, запиливать новый контент, привлекать людей, продвигать идею в широкие массы. Все это требует времени и денег. Инвестор свою долю исправно получает, но добровольно и единолично финансировать дальнейшее развитие продукта не спешит. Мол, мы партнеры, так что, будьте добры, тоже участвуйте. В итоге из 30 тыс. полученной прибыли половину приходится отдать на развитие. М-да…

Ладно, попробуем продать проект за большую денежку. Коллеги по цеху, кстати, тоже свой продукт запустили. У них самая большая проблема – собрать много моделей бород и шапок. Сидят, выбирают и тоже продавать свое приложение собрались. Не, ну реально олени! Разорятся, возьму их к себе на полставки, кофе подносить.

В далеком Пало-Альто, в красивом офисе сидит аналитик Facebook Джон. На работу ездит на Porsche Boxster, на руке у него новенькие Apple Watch, хотя дома лежит Patek Philippe. Но Джон носит простую клетчатую рубашку: в IT нужно быть демократичным.

– So that's how it goes?! – изумился Джон, рассматривая приложение «Автокритик» из далекой Беларуси. – Оказывается, стук в моем каре вчера может быть связан с «задиром» четвертого цилиндра. Нужно сегодня на СТО заехать. И откуда эти белорусы знают что-то о Porsche? Загадка!

– Т-а-а-ак! «Бороды и кепки» из той же Беларуси. Интересно… – продолжил Джон свой анализ. Рассуждает он примерно так же, как белорусский стартапер. Аудитория Facebook 1 млрд. человек. При должном маркетинге (с которым у нас все very good) «Бороды и кепки» скачают 500 млн. Если с каждого получить за счет рекламы и кой-какого платного контента по 10–15 центов – минимум 75 млн. USD на выходе! А если постараться и запустить рекламу, то в 5 раз больше.

– Джесика! – позвал помощницу Джон. – Созвонитесь с этими белорусами и предложите им 10 млн. USD за их приложение «Бороды и кепки». Хотя, не будем скупиться. Добавьте мою бэушную Tesla основателю проекта. Нельзя обижать тамошних аборигенов, пусть приобщаются к высоким технологиям. Кстати, деньги напрямую не переводите. Читал я что-то нехорошее в New-York Times про эту Беларусь. Организуйте им счет в Панаме и разъясните tax benefits.

– А что делать с «Автокритиком»? – спросила Джессика.

– Ничего. Приложение интересное, но потом исков от автопроизводителей не оберешься. Пригласите их на бесплатную стажировку в наш офис, а самым талантливым предложите работу.

Скажете, история не похожа на правду? Не буду вас переубеждать. Но особенность IT-рынка – в его глобальности. Здесь диктуют правила и получают основную прибыль большие игроки. Полезный и интересный стартап может вообще не попасть в зону их видимости. Ведь большим игрокам интересны проекты, где можно заработать быстро и с минимальными ресурсами.

Поэтому серьезный проект будет приносить весьма скромную прибыль группе из 5–10 человек на родине, да и то недолго, а другой, «на чисто поржать», может «выстрелить». Его создатели заработают миллионы долларов. Вот только эти деньги вряд ли поступят на счета в белорусских банках, а авторы проекта недолго останутся в стране.

Можно ли надеяться, что такой IT-сектор станет новым драйвером отечественной экономики или безумная идея окажется лотерейным билетом, по которому выигрыш достанется небольшой группе? Но тогда к чему вся истерия вокруг стартапов и разговоры о том, что это будущее Беларуси?! К чему вещать, что движение способно поднять страну на новые высоты?! Говорите прямо: думайте, старайтесь, стремитесь, молодые люди. Может, мы вам и деньгами поможем. Из десятка тысяч пару человек обязательно станут богатыми.

А как же остальные? Ну, извините, не судьба…

Найдутся те, кто скажут мне: «Ты че, дурак? У нас есть Viber, EPAM, Wargaming. И вообще, ПВТ вон как рулит!». Отвечу: вклад ПВТ в экономику страны не более 1% ВВП. И в нем достойную по нашим меркам зарплату IT-специалисты получают лишь благодаря льготам по подоходному налогу, ФСЗН и налогу на прибыль. Только поэтому труд наших айтишников дешевле, чем в Силиконовой долине. Но IT-рынок, как мы помним, глобален, и вовсе неважно, где территориально сидит программист. Поэтому замечательно, что в сальдо внешней торговли услугами доля ПВТ составляет свыше 25%, плоды чего пожинают всего-то 25 тыс. работников ПВТ.

Что же до монстров белорусской индустрии IT, то подумайте, где они аккумулируют свои прибыли и где платят налоги? Эти компании давно оптимизировали свою налогооблагаемую базу. В Беларуси остается минимум платежей и реальных активов. Всем памятен случай с одним очень уважаемым бизнесменом, наглядно показавший, что быть богатым и заниматься IT у нас в стране вовсе не означает получить некую защиту от государства. «Американка» видела людей из разных сфер деятельности.


БЛОГ: список рубрик
Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях