$

2.0882 руб.

2.4544 руб.

Р (100)

3.1726 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проблемы и решения

Взрыв на рынке рекламы

22.01.2010

Объем рынка рекламы в Беларуси в 2010 г. вырастет на 10–15% к уровню 2009 г., до 90 млн. USD. Такое мнение высказал глава рекламного холдинга SMG (Starcom MediaVest Group) Петр Попелушко в ходе пресс-конференции, посвященной организации фестиваля рекламы и маркетинга «Белый квадрат».

«Анализ рекламных бюджетов предприятий на 2010 г. позволяет прогнозировать, что объем отечественного рекламного рынка вырастет. Наши оптимистичные ожидания подтверждают заявки клиентов. Конечно, при положительной динамике 10–15% мы не выходим на докризисный уровень, т.к. в прошлом году рынок сократился на 25–30%. Но это самый осторожный прогноз, поскольку все еще можно ожидать «подвоха» от экономики в целом. Другое дело — если его не произойдет. Тогда во второй половине 2010 г. на рынке возможен рекламный «взрыв»: количество заявок на размещение рекламы вырастет столь резко, что телевидение, пресса, наружная реклама перестанут их принимать, поскольку перестанут справляться — и это приведет к дефициту», — предположил П.Попелушко.

По оценке эксперта, рекламодатели уже сегодня опасаются развития такого сценария и пытаются его упредить. «В силу пережитого кризиса 2009 г. клиенты (в т.ч. транснациональные компании) сокращали рекламные бюджеты, ориентируясь на сокращение сбыта. К слову, в Беларуси отмеченное сокращение рынка не столь ущербно в сравнении с глубиной падения в сопредельных странах. Скорее всего, это объясняется тем, что в прошлом году рекламодатели достаточно точно оценили состояние потребительского рынка. В 2010 г. фактором подъема на рекламном рынке становится готовность рекламодателей перейти от тотальной экономии к разумному вкладыванию средств в развитие комплекса маркетинга. У многих рекламодателей — наших клиентов — мы наблюдаем многократный рост рекламного бюджета», — отметил П.Попелушко.

По его словам, в Беларуси рост рекламного рынка будет подкреплен и мерами государственной политики, направленными на привлечение иностранных инвестиций. «Инвесторы, покупая предприятия, меняют не только технологии, но и маркетинг, делая его более агрессивным, и это ведет к притоку денег на рекламный рынок. Таким образом, если инвестиционная политика государства будет успешной, это станет дополнительным импульсом роста для рекламного рынка», — убежден глава SMG.

Начальник управления защиты прав потребителя и контроля за рекламой Минторга Ирина Барышникова, присутствовавшая на пресс-конференции, считает, что «реклама — это социально-ответственный бизнес». Представитель Минторга напомнила, что у нас в стране нет ограничений на привлечение частного бизнеса к производству социальной рекламы. Зато планируется внести изменения в законодательство, чтобы определить порядок финансирования производства социальной рекламы. А поскольку у госорганов нет такой статьи расходов, предлагается возложить их на бизнес, который выпускает потенциально опасный товар, например, на производителей алкогольной и табачной продукции.

По мнению И.Барышниковой, к настоящему времени в стране созданы благоприятные условия рекламирования продукции отечественных производителей. В частности, местные органы госуправления снизили вдвое плату за размещение наружной рекламы, зачисляемую в местные бюджеты, предусмотрены скидки при размещении рекламы на радио и телевидении. «Хочется, чтобы промышленники больше использовали различные информационные поводы, повышая «прозрачность» своей деятельности, — заявила И.Барышникова. — О чем еще нам слушать в новостях, как не о достижениях национальной промышленности, ее планах, о том, что произошло значимого в жизни конкретных предприятий и чем это обернется для потребителей?». Она также подчеркнула, что анализ качества рекламных продуктов, распространяемых отечественными компаниями, говорит о том, что рекламные организации не всегда добросовестно относятся к требованиям законодательства. Как следствие — в 2009 г. Минторг составил 34 протокола об административной ответственности и порядка 190 предписаний о прекращении нарушений законодательства о рекламе. «Рекламная деятельность в нашей стране не подлежит лицензированию, специалистам в области рекламы не нужно проходить аттестацию, т.е. высоких входных барьеров на этом рынке нет, и этим объясняется присутствие на нем более 400 рекламных организаций».

И.Барышникова считает, что для повышения качества белорусской рекламы важно продолжить создание конкурентной творческой среды, приобретать опыт, расширять международное сотрудничество. Решению этих задач призван способствовать и фестиваль рекламы и маркетинга «Белый квадрат», который пройдет в Минске в апреле. На днях начался прием конкурсных работ, который продлится до 26 марта. Международное жюри будет оценивать участников и их проекты не только по объемам рекламного бюджета, но и по позитивному восприятию рекламы конкретного рекламодателя населением.

Оксана КУЗНЕЦОВА