Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2543
EUR:
3.4694
RUB:
3.4845
Золото:
244.3
Серебро:
2.9
Платина:
96.99
Палладий:
106.3
Назад
Факты, комментарии
02.03.2012 10 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ВЗГЛЯД НА КЛАСТЕРЫ ГЛАЗАМИ ЧИНОВНИКОВ, ТЕОРЕТИКОВ И ПРАКТИКОВ©

Несмотря на то, что понятие «кластеры» активно обсуждается в экономических кругах страны на протяжении нескольких лет и оно уже успело войти в ряд государственных программ, среди бизнесменов и чиновников до сих пор нет четкого понимания этого явления и его потенциала. Пока первые в большей степени сосредоточены на требованиях создать в республике более благоприятные общеинституциональные условия для ведения бизнеса, а вторые — пробуют втиснуть кластеры в узкие идеологические рамки белорусской модели, заменяя его преимущественно горизонтальные связи на вертикальные — командно-административные.

Несмотря на то, что понятие «кластеры» активно обсуждается в экономических кругах страны на протяжении нескольких лет и оно уже успело войти в ряд государственных программ, среди бизнесменов и чиновников до сих пор нет четкого понимания этого явления и его потенциала. Пока первые в большей степени сосредоточены на требованиях создать в республике более благоприятные общеинституциональные условия для ведения бизнеса, а вторые — пробуют втиснуть кластеры в узкие идеологические рамки белорусской модели, заменяя его преимущественно горизонтальные связи на вертикальные — командно-административные.

Выступая на недавнем тематическом совещании в Минэкономики, замминистра экономики Дмитрий Голухов назвал кластеры основным движущим мотивом регионального развития и фактором конкурентоспособности всей экономики. В то же время он посетовал, что многие соседние с нами страны, в т.ч. партнеры по ЕЭП, достигли более значимых успехов в развитии кластеров, чем мы. В республике до сих пор нет серьезных исследований на эту тему, хотя кластерные проекты уже вошли в ряд программных документов. «Бизнес, как и органы госуправления, не проявляют должного интереса к данной теме, — заявил он. — Чувствуем и свою вину. Нет достаточной пропаганды, нет активного продвижения идей кластера как технологии повышения конкурентоспособности».

Замминистра потребовал преодолеть неразбериху в этом вопросе и при этом не скатиться в теоретизирование, а брать пример со стран-лидеров, консолидировать потенциал научных центров страны, республиканских и местных органов власти.

Впрочем, некоторые зачатки кластеров — групп географически соседствующих и взаимосвязанных между собой компаний — уже можно наблюдать в нашей стране, утверждал в своем докладе кандидат экономических наук, доцент заведующий кафедрой организации производства и экономики недвижимости БГТУ Николай Синяк. Результаты его исследования показали, что, к примеру, в лесном секторе насчитывается несколько десятков подобных образований в различных районах страны. При этом «ключ» не только от собственного экономического успеха, но и от конкурентоспособности на глобальном уровне находится в руках местных властей, убежден ученый. На примере лесопромышленного кластера Слонимского района Н.Синяк рассказал о том, насколько динамично может развиваться отрасль в условиях кластерного подхода. Там при поддержке местных властей в последние годы появилось несколько новых частных предприятий, которые, дополнив продуктовую линейку друг друга, создали конкурентоспособную экспортоориентированную продукцию.

Беларуси есть к чему стремиться и на общенациональном уровне, ведь высокий потенциал кластеров подтверждается опытом других стран, напомнил Н.Синяк. К примеру, в кластерах США задействовано 57% трудовых ресурсов, при этом они формируют 61% ВВП этой страны — самой крупной экономики мира.

Преимущество кластерного подхода в том, что он снимает противоречие между уровнем производительности и занятости, полагает ученый. Производительность повышается не за счет сокращения числа трудящихся и увеличения нагрузки на одного работника, а благодаря углублению специализации и передаче на аутсорсинг непрофильных видов деятельности, что одновременно создает новые рабочие места. Заметим, преодоление данного противоречия стратегически важно для белорусской экономики, в которой, по некоторым оценкам, избыточная занятость, искусственно поддерживаемая административными методами, достигает 30%.

А вот доктор экономических наук, завкафедрой Витебского государственного технологического университета Галина Яшева в качестве основных драйверов будущих кластеров Беларуси видит государственные структуры. В настоящий момент, выполняя поручение руководства области, ВГТУ разрабатывает проект создания в Витебской области кластера по производству льна и продукции из него. Его ядром станет госпредприятие «Оршанский льнокомбинат», тесно связанное с органами регионального и отраслевого управления. Вокруг предприятия объединятся льносеющие сельхозорганизации, льнозаводы, предприятия по пошиву продукции из льняных тканей и организации сбыта. По словам Г.Яшевой, проведен анализ возможных организационно-правовых форм будущего кластера, на основании которого выбор сделан в пользу холдинга. Представитель ВГТУ считает, что в таком формате работы удастся повысить конкурентоспособность продукции за счет льгот по налогу на прибыль, снижения затрат на логистику, содержания аппарата управления, отказа от скидок посредникам, концентрации инженерного потенциала. Г.Яшева даже увидела плюсы в минимизации конкуренции, которая станет следствием объединения активов вокруг одной управляющей структуры. Неужели в ВГТУ собрались опровергнуть родоначальников теории кластеров вроде Майкла Портера? Ведь этот нобелевский лауреат всегда стоял на позициях полезности конкуренции, ее сохранения и даже обострения в рамках кластеров.

Странной выглядит и попытка витебских экономистов подменить горизонтальные связи кластеров, формирующиеся между многочисленными субъектами хозяйствования, часто принадлежащими разным собственникам, на вертикальные в рамках активов одного учредителя (в нашем случае — государства). Видимо, выполняя заказ властей, можно попытаться переписать и саму теорию кластеров, подогнав ее под специфику белорусской модели развития.

Между тем попытки директивно создать кластеры в Беларуси вызывают скептицизм и настороженность у представителей бизнес-сообщества. Они в первую очередь хотели бы видеть вспомогательную и системообразующую роль государства и напоминают о том, что в других странах появление кластеров — это во многом стихийный, самоорганизованный процесс, с инициативой, исходящей от предпринимателей, а не со стороны чиновников. «Настоящие кластеры могут быть созданы только в условиях рыночной экономики, — убежден председатель правления Международного трейдинг-клуба при Минском столичном союзе предпринимателей и работодателей Веслав Покладэк. — Если нет рыночных механизмов, подобные образования будут искусственными, а кому нужны искусственные кластеры? Они не будут эффективными». В качестве положительного примера он привел опыт Польши, где сегодня функционирует несколько десятков кластеров. Там их появление было как раз частной инициативой, а государство, прежде всего в лице местных властей, оказывало всестороннюю поддержку, в т.ч. финансовую.

На ключевой роли частной инициативы в этом вопросе настаивают и представители Минэкономики. Начальник управления науки и инновационной политики министерства Дмитрий Крупский считает принципиально неверным стремление некоторых чиновников создать кластеры директивным методом в форме холдингов или производственных объединений. Только процесс самоорганизации, основанный на заинтересованности представителей бизнеса, выстраивании между ними формальных и неформальных отношений, позволит достичь конечной цели — повысить конкурентоспособность национальной экономики, убежден он. В качестве инициативных групп по созданию кластеров Д.Крупский видит объединения предпринимателей и субъектов инфраструктуры (технопарки и центры поддержки предпринимательства), а роль государства, по его мнению, должна заключаться в содействии их инициативам. В Минэкономики также согласны с ведущей ролью местных властей по созданию благоприятных условий для развития кластерных инициатив и рассчитывают на развитие диалога между бизнесом и властью в рамках общественно-консультативных советов (ОКС) при исполкомах.

Остается лишь надеяться, что в упомянутых исполкомах перестанут воспринимать ОКС как нечто путающееся под ногами и мешающее работать в привычном для чиновников командно-административном ритме, а в лице частных предприятий там не будут видеть конкурентов для государственных организаций и дадут им возможность самостоятельно наладить гармоничные связи с коллегами по цеху, как это происходит в кластерах.

Алесь ГЕРАСИМЕНКО

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by