$

2.1220 руб.

2.4042 руб.

Р (100)

3.1935 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

ВЗАИМНЫЙ ИНТЕРЕС

10.05.2011

Руководство МАЗа и КАМАЗа «нашло взаимное понимание по всем основным вопросам» в ходе первого заседания рабочей группы по объединению предприятий, которое прошло 5 мая в Минске, говорится в сообщении пресс- службы МАЗа. В чем именно поняли друг друга участники переговоров, не уточняется. Между тем помимо обоюдной заинтересованности в сделке их предварительные позиции существенно различались.

Напомним, в феврале госкорпорация «Ростехнологии» (владелец 49,9% акций КАМАЗа) направила белорусским властям письмо с предложением обменять 100% акций МАЗа на 25-процентный пакет акций объединенной компании. В свою очередь белорусская сторона предложила создать холдинг «Росбелавто» на паритетных началах, желая сохранить при этом контрольный (не менее 51%) пакет акций МАЗа за собой. Другая проблема — стоимость предприятия. Наши чиновники полагают, что МАЗ стоит свыше 2 млрд. USD, а россияне — не более 600 млн. USD. В конце апреля РИА «Новости» сообщило, что белорусские власти согласны на слияние МАЗа с КАМАЗом на российских условиях как по схеме объединения, так и по предварительной оценке. «Был период непонимания и переоценки стоимости компании. Сегодня все процессы приходят в нормальную процедуру. Сформирована рабочая группа, состоящая из представителей КАМАЗа и Беларуси», — цитирует агентство гендиректора КАМАЗа Сергея Когогина. По его словам, объединение — довольно длительный процесс, т.к. необходимо провести аудит обеих компаний. «У нас с этим все гораздо проще, потому что мы ведем учет по международной системе финансовой отчетности, у нас международный аудитор. Как это будет происходить на МАЗе, мне ответить трудно. Я полагаю, что полный объем аудита мы сможем сделать не ранее чем за 6 месяцев после старта, ну а старт зависит от решения Лукашенко», — заявил С.Когогин журналистам.

Для расхождений в сумме есть немало причин. Так, по данным опубликованной консолидированной отчетности по российским правилам, выручка ОАО «КАМАЗ» в 2010 г. составила 77,6 млрд. RUB (примерно 3,1 млрд. USD), чистый убыток — 2,2 млрд. (около 88 млн. USD). Отчетность по МСФО за 2010 г. должна появиться в конце мая — июне. Аналитики ожидают, что по международным стандартам КАМАЗ по итогам года также покажет убыток — из-за высокой доли постоянных расходов и обесценения некоторых активов.

Капитализация КАМАЗа на ММВБ — 45,5 млрд. RUB (1820 млн. USD). Но его акции считаются малоликвидными (их free-float, т.е. доля акций, находящихся в свободном обращении на рынке, составляет порядка 7,8%) и имеют высокую волатильность. Тем не менее финансовые аналитики видят потенциал для их роста в 22%, а целевую цену — в 3,28 USD/шт. На рост акций должна повлиять перспектива запуска в России в 2012 г. программы утилизации грузовых автомобилей, одним из бенефициаров которой наверняка окажется КАМАЗ, а также планы ИК «Тройка Диалог» продать до 2016 г. принадлежащие ей 27,3% акций завода немецкой Daimler AG, которая уже владеет 11% акций КАМАЗа. Поддерживает интерес инвесторов и перспектива слияния с МАЗом. Потенциально оно приведет к положительному синергетическому эффекту для обоих предприятий, расширит их продуктовый ряд и усилит позиции на рынке. Важна и политическая поддержка. Премьер-министр РФ Владимир Путин во время визита в Минск в середине марта назвал объединение активов крупнейших производителей автомобильной техники двух стран стратегическим альянсом, заявив, что, «безусловно, этот шаг был бы заметным в рамках наших интеграционных процессов применительно к реальному сектору экономики».

С другой стороны, акции ОАО «МАЗ», полностью принадлежащие государству, на фондовом рынке пока вообще не появлялись. Так что об их капитализации говорить не приходится, а судить о рыночной стоимости пока можно лишь теоретически. Выручка МАЗа в 2010 г. составила 3087,6 млрд. Br (т.е. около 1 млрд. USD по курсу Нацбанка на начало года), чистая прибыль — 162,9 млрд. (почти 54 млн. USD), уставный фонд — 2449,9 млрд. Br. Составлять отчетность по МСФО предприятие по белорусскому законодательству не обязано, а публиковать и подавно. Поэтому о его финансовых результатах по международным стандартам тоже можно лишь гадать, особенно учитывая ситуацию на валютном рынке Беларуси.

КАМАЗ занимает 11-е место среди ведущих мировых производителей тяжелых грузовиков и 8-е — среди производителей дизельных двигателей. В единый комплекс компании входят 13 крупных специализированных подразделений по разработке, производству, сборке автомобильной техники и автокомпонентов, а также сбыту готовой продукции. Всего в группу КАМАЗ входят 96 предприятий. Продажи КАМАЗа увеличились в 2010 г. на 24,7% — до 32,29 тыс. грузовиков, а в I квартале достигли 14 000 готовых автомобилей, шасси, сборочных и ремонтных комплектов — на 45% больше, чем годом ранее. Как заявил директор департамента по связям с общественностью автозавода Олег Афанасьев, продажи компании идут с опережением годового плана на 20–25%, после кризиса спрос на грузовики стремительно растет. В конце апреля совет директоров КАМАЗа увеличил первоначальный прогноз по продажам на этот год на 6,9%, до 38 300 автомобилей.

В свою очередь МАЗ в 2010 г. увеличил производство грузовиков на 14,1%, до 11 тыс. 658 шт.

Большинство экспертов уверено, что без объединения усилий МАЗу, КАМАЗу и Ярославскому моторному заводу уже в ближайшей перспективе будет очень трудно противостоять продукции европейских и азиатских фирм. А со вступлением России в ВТО, когда ввозные пошлины на импортные грузовики снизятся с 25 до 5%, в Таможенном союзе, лишенном внутренних экономических границ, зарубежная экспансия вовсе освободится от серьезных сдерживающих факторов. Западноевропейские концерны будут подавлять своим технологическим преимуществом, китайские — низкими ценами. Это станет серьезным ударом как для российского, так и для белорусского автопрома. Поэтому создание холдинга, который бы эффективно работал и имел единую сбытовую сеть, — вопрос выживания для обоих заводов.

Анастасия ГРИГОРЬЕВА

Справка «ЭГ»
Согласно информации с сайта www.kamaz.ru, аудитором ОАО «КАМАЗ» является ЗАО «Аудиторско-консалтинговая компания «АУДЭКС». Эта компания — крупнейшая в Поволжье (свыше 160 сотрудников), занимает 53-е место в рейтинге аудиторских организаций России, составляемом РА «Эксперт», и входит в международный альянс независимых бухгалтерских и аудиторских фирм Praxity AISBL.