Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №48(2545) от 01.07.2022 Смотреть архивы

USD:
2.5329
EUR:
2.6533
RUB:
4.7397
Золото:
148.81
Серебро:
1.74
Платина:
75.82
Палладий:
152.69
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ВЫСТАВОЧНЫЙ ЦЕНТР МИРОВОГО УРОВНЯ СТРОИТСЯ В БЕЛАРУСИ

Огромная голубая надпись "Экспобел", взметнувшаяся на 25-метровой высоте на восточной окраине Минска, за микрорайонами Зеленый Луг-5 и 6 вызывает интерес всех мимо проходящих и проезжающих...
Огромная голубая надпись "Экспобел", взметнувшаяся на 25-метровой высоте на восточной окраине Минска, за микрорайонами Зеленый Луг-5 и 6 вызывает интерес всех мимо проходящих и проезжающих. Большинство минчан и гостей белорусской столицы знают, что здесь расположился вещевой рынок, ранее дислоцировавшийся на находящемся в 150 метрах "Аквабеле". В то же время не многие в курсе того, что на месте развернувшейся здесь стройки в течение ближайших 2--3 лет появится современный выставочный центр мирового уровня со всей необходимой инфраструктурой.

То, что за реализацию грандиозного и действительно важного для государства проекта взялась частная компания, которая ни у кого ничего не просит, -- случай для нас почти уникальный. Это обстоятельство побудило "НЭГ" поинтересоваться не только проектом, но и мнением о нем "заинтересованных".

***

"АКВАБЕЛ" возводит "ЭКСПОБЕЛ"

О новом проекте согласился рассказать в эксклюзивном интервью НЭГ председатель ЗАО "Выставочный центр "Аквабел", профессор БГАТУ Петр  Николаевич Синкевич.

-- Петр Николаевич, в последнее время об "Аквабеле" и "Экспобеле" говорят очень много: одни сожалеют о переносе оптового рынка с "насиженного" места, другие сомневаются в целесообразности строительства новых рынков, когда активно продаются земли под строительство супермаркетов, третьи вообще говорят о том, что там строится нечто иное, нежели рынок. Раскройте, пожалуйста, тайну читателям "НЭГ", что же такое "Экспобел" и какие отношения у них с "Аквабелом"?

-- "Экспобел" -- это торгово-выставочный комплекс, который строит частное предприятие ЗАО "ВЦ "Аквабел", поэтому отношения у них родственные, это во-первых. Во-вторых, торговые ряды в виде киосков и контейнеров, которые разместились здесь в настоящее время, -- часть, причем самая маленькая, большого строящегося торгово-выставочного комплекса "Экспобел". По проекту, подготовленному белорусско-германской компанией "Белпромбауплан консалт ГмбХ", площадь закрытых помещений комплекса составит 100 тыс.кв.м. На его территории разместятся выставочные павильоны, открытые выставочные площадки, автостоянки на более чем 3 тыс.мест и 2 административных здания, в которых расположатся банк, почта, телеграф, медпункт, пресс-центр, конференц-зал на 300 мест, кафе быстрого питания. Выставочный павильон задуман как сооружение из 2 блоков. Первый двухэтажный торговый блок составят 2 зала по 9200 кв.м каждый. В зале первого этажа планируется разместить продовольственный супермаркет, второго -- выставки промышленных товаров и бытового оборудования. Второй блок -- выставочный. Это будут два зала по 9000 кв.м. В них предполагается проводить международные выставки и ярмарки, развлекательные и спортивные мероприятия. В торговом зале разместятся еще два кафе на 200 мест.

Но и это еще не все. Мы надеемся, что "Экспобел" станет первым в Беларуси торговым городком с ресторанами, кинотеатрами, детскими развлекательными площадками. Его посетители смогут провести время в зале боулинга, казино, на дискотеке. Все это будет построено здесь, на территории комплекса.

-- Где же в таком случае место нынешнего рынка с его киосками и контейнерами в структуре нового и, очевидно, современного комплекса?

-- Я считаю, что на каждый вид товара найдется свой покупатель, и думаю, что торговые ряды из киосков и контейнеров, подобные нашим, будут существовать всегда наравне с супермаркетами и бутиками. Во всяком случае, в принудительном порядке их убирать не станем, пока они будут востребованы потребителем.

-- Тем не менее в представлении большинства населения "Аквабел" и "Экспобел" -- это рынки. Как происходила трансформация идеи создания рынка в идею создания выставочного комплекса?

-- Процесс как раз таки был обратным. С идеей создания выставочного центра мы в 1998г. построили "Аквабел". В то время, впрочем, как и теперь, Беларусь располагала незначительным по мировым стандартам выставочным комплексом "БелЭКСПО" в 3 тыс.кв.м. На базе такого комплекса сложно провести престижную выставку, которая бы заинтересовала серьезных участников. Может, и не едут к нам потому, что пригласить некуда?

Тогда, в 1995г., мы решили создать выставочный комплекс, работающий на сельское хозяйство, и назвали его научно-производственным центром "Агробизнес".

В сентябре 1999г. выставочная компания ЗАО "АквабелЭКСПО" провела на базе центра выставку компьютерной техники "Инфобел", а в октябре 1998г. -- выставку "Спецтранспорт". Финансовый результат не удовлетворил организаторов. Общая площадь выставочных залов в то время была не такой уж большой -- всего лишь 4,5 тыс.кв.м, гостиничный комплекс не был сдан в эксплуатацию, что и определило на тот момент большую престижность выставок на "БелЭКСПО". Получилось так, что полгода мы раздумывали над тем, чем же занять пустующие площади.

В мае 2000г. у нас прошла сельхозярмарка Минского района, которая и положила начало вещевому рынку. Как раз в это время убрали киоски с Комаровского рынка, и люди хлынули сюда.

Так незаметно даже для самих организаторов появился рынок в виде торговых рядов из контейнеров и киосков -- странное, стихийное образование.

-- "Экспобел" начал строиться потому, что вас не покидала идея строительства выставочного комплекса, или были еще какие-то причины?

-- От идеи, действительно, не хотелось отказываться. Но были и другие причины. Начало реконструкции кольцевой дороги и поставленные задачи перед Минтрансом о ее сдаче в эксплуатацию к октябрю 2002г. вынудили руководство ЗАО "ВЦ "Аквабел" пересмотреть сроки и темпы строительства нового комплекса и запланировать сдачу первой очереди в эксплуатацию в эти же сроки. Более того, мы были письменно предупреждены, что с открытием МКАД въезд с ее стороны должен быть закрыт для обеспечения безопасности движения.

Чтобы сохранить рынок, мы должны были его перенести в другое место. Понятно, что и для проведения выставок это место становилось непригодным. Мы тоже торопились, как и дорожники, строившие кольцевую.

За год построили электрические подстанции, стоянки, открытые выставочные площадки со всеми инженерными коммуникациями, на которые и перенесли торговые ряды киосков и контейнеров.

-- Петр Николаевич, как скоро вы планируете "осчастливить" столицу современным выставочным комплексом?

-- К концу этого года мы намерены сдать в эксплуатацию торгово-выставочные залы и административное здание. В 2004г. -- главный выставочный павильон и комплекс развлечений и отдыха для посетителей выставок. Таким образом, к концу 2004г., если нам ничто не помешает, в Беларуси, как и во всех европейских столицах, появится свой торговый городок, в котором можно будет и купить все необходимое, и посетить выставку, и поучаствовать в ней, и отдохнуть. Но, подчеркиваю, в первую очередь это выставочный комплекс, торговля только сопутствует ему.

***

"Мы ждем этот павильон уже давно"

"Расчет показывает, что чем больше площадь выставочных комплексов, тем значительнее доход, который можно получить от проведения выставок... дополнительные средства в виде налогов можно получить от гостиниц, ресторанов, рекламы, экспедирования, автостоянок, автозаправок, турагентств и других предприятий сервиса. В мировой практике считается, что организатор выставки, привлекая участников, зарабатывает из каждых 10 USD только 3, а остальные 7 остаются в инфраструктуре города", -- пишет в предисловии к изданному "НЭГ" календарю выставок на 2003г. заместитель директора департамента внешней торговли, начальник отдела выставок и ярмарок Министерства торговли Ирина МАХОРКИНА.

Оборот средств в этой сфере нашей соседки и союзницы России, на долю которой приходится около 50% всех выставочных мероприятий, проводимых на территории бывшего СССР, достиг 250--300 млн.USD. Число субъектов хозяйствования, работающих в этой и смежных областях, -- превысило тысячу.

В таких странах, как Германия и США, доходы, связанные с выставочной деятельностью, превышают соответственно 5 и 12 млрд.USD.

Так же, как российский рынок уступает американскому и европейскому, белорусский отстает от российского. В 2000г. оборот средств в белорусской выставочной деятельности составлял 7 млн.USD. В последние два года такая статистика не велась вообще, но едва ли изменения (если они есть) кардинальны. На отечественном рынке работают 6 выставочных компаний да еще пара десятков "смежников".

Поэтому инициатива частной отечественной компании создать в столице современный выставочный комплекс со всей необходимой инфраструктурой выглядит чрезвычайно привлекательно.

"Мы ждем этот павильон уже давно, поскольку имеющихся площадей для Минска явно недостаточно. Чтобы все участники получили столько места, сколько они хотят, нужен павильон тысяч на 10 кв.м. Сегодня мы имеем 3 тыс.кв.м на Машерова, еще 5 -- на Я.Купалы и столько же в Уручье. Может быть, для небольших выставок этого и достаточно, но проводить одну выставку на нескольких площадках очень неудобно", -- говорит организатор одной из самых популярных в Минске выставок "Моторшоу", директор рекламного агентства "РеМарк" Дмитрий ЯРОТА. Опыт его работы в этой сфере свидетельствует о том, что иностранные предприятия готовы участвовать в белорусских выставках. Более того, зарубежные выставочные компании с удовольствием выступили бы в качестве соорганизаторов и партнеров... при наличии больших выставочных залов и всей необходимой в этих случаях инфраструктуры.

Правда, несколько непривычно для робко вступающей на тропу рынка Беларуси то, что построить большой и современный выставочный комплекс намеревается частная компания. "Мне кажется, что только государство может осилить такой проект. Срок его окупаемости -- не менее 10 лет, какая коммерческая организация пойдет на это?" -- поделился сомнениями в беседе с корреспондентом "НЭГ" генеральный директор НВЦ "БелЭКСПО" Алексей Иванович ЛАЗУКО.

***

Ирина Владимировна МАХОРКИНА,
заместитель директора департамента внешней торговли, начальник отдела выставок и ярмарок Министерства торговли:

"Радостно, что есть такие грандиозные планы"

Конечно, в Беларуси выставочных площадей недостаточно. С проблемой размещения всех желающих мы сталкиваемся всякий раз, когда проводятся большие выставки, например автомобильные, строительные.

Поэтому, если все, что организаторы задумали, действительно построится и при этом они смогут создать все необходимые для выставок условия, будет неплохо.

Выставки требуют разветвленной инфраструктуры. Люди, посещая выставку, должны иметь возможность здесь же посетить ресторан, покататься на аттракционах и просто погулять. Они должны "полюбить" это место.

Как специалист, отдавший организации выставок 20 лет, хочу предостеречь, что сложность не столько в строительстве такого комплекса, сколько в возможностях его полноценной эксплуатации. 18 тыс.кв.м, которые уже на первом этапе намерен предложить "Экспобел", -- это в 2 раза больше того, чем располагают два существующие сегодня комплекса. А ведь обе площадки занимаются у нас одной выставкой не более трех раз в год (автомобильная, строительная и продовольственная). Достаточно ли будет желающих занять созданные площади? Ведь у самой большой выставочной компании "БелЭКСПО" свои павильоны, естественно ее желание эффективно их эксплуатировать.

Хочется пожелать взявшимся за это дело успехов. Если все получится, мы рады будем с ними сотрудничать. Пока же этого комплекса нет. Может быть, они, как это нередко бывает, примут решение занять все торговыми рядами, осознав, что организовать международную выставку дело очень трудное и хлопотное.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений