$

2.0476 руб.

2.2667 руб.

Р (100)

3.2008 руб.

Ставка рефинансирования

9.00%

Образование

Высшее образование за рубежом: возможность или необходимость?

19.06.2019
Высшее образование за рубежом: возможность или необходимость?
Фото: foxbusiness.com

Весной 2019 г. профессор Брестского университета, доктор политологических наук Анатолий Лысюк представил социологическое исследование, в котором рассматривалась проблема социальной и профессиональной реинтеграции и трудоустройства в родной стране белорусских выпускников зарубежных высших учебных заведений. В целом, среди препятствий получения качественного образования в пределах Беларуси эксперты назвали идеологизацию, отсутствие мотивации и связей с зарубежными вузами среди преподавателей. При этом отсутствие владения иностранными языками как в студенческой, так и в преподавательской среде, по мнению профессора, является причиной такого положения дел.

Какие аргументы у абитуриентов, желающих получить квалификацию в зарубежных вузах? Владимир Дунаев, член общественного Болонского комитета, в качестве системной проблемы высшего образования в Беларуси назвал отсутствие достаточного количества магистрантов по сравнению с Европой. В странах ЕС порядка 22% магистрантов, в Беларуси же – 1,7%. По мнению эксперта, отечественная система высшего образования не соответствует европейским стандартам: индекс цитирования ведущего вуза страны БГУ составляет всего 1,7, а у Гарварда – 99,8.

Около 30 000 белорусов, по данным 2019 г., учатся за границей. У многих цель – получить качественное образование, авторитетный диплом и повысить конкурентоспособность на рынке труда. Немаловажный фактор: параллельно с образованием студенты получают ценный опыт самостоятельной жизни в европейских странах, имеют возможность насладиться международным культурным наследием.

 

Президент компании «Второй Паспорт» Юрий МошаСегодня на наши вопросы о получении качественного образования за рубежом ответит президент компании «Второй Паспорт» Юрий Моша.

– Какие отрасли сегодня лидируют по количеству абитуриентов, желающих обучаться за рубежом?

– На первом месте, конечно, ИT-сфера. Многие абитуриенты, с которыми мы работаем, вполне справедливо рассчитывают, что именно образование в области ИT поможет получить вакансию мечты сразу после окончания университета или даже на старших курсах.

На втором месте менеджмент и маркетинг. Человек, получивший образование в этой области, сможет найти применение фактически где угодно. Сюда же входит MBA.

На третьем месте юриспруденция. Однако в этом случае большая часть абитуриентов – это все-таки graduate students. То есть те, кто претендует на степень магистра.

 

– Какие специальности больше всего интересны для абитуриентов из стран СНГ, в частности, из Беларуси и России?

– В университетах США под общей аббревиатурой STEM подразумевается четыре направления: Science (точные науки), Technology (технология), Engineering (инжиниринг), Math (математика). Сейчас на рынке труда огромным спросом пользуются специалисты в сфере высоких технологий. В связи с этим в последние годы среди российских студентов больше всего востребованы технические, инженерные специальности, математика. В частности, пользуются популярностью направления электротехники, сфера компьютерных технологий, машиностроения, инженерные направления (например, химическая и нефтяная инженерия).

Далее в списке интересов российских абитуриентов находится образование в области бизнеса, менеджмента и маркетинга и гуманитарные специальности, в частности, социология, политология, искусство.

Абитуриенты из Беларуси интересуются, в основном, психологией, бизнесом, дизайном, менеджментом. Если рассматривать тенденцию последних лет в целом, лидирующие позиции занимает универсальное образование в сферах экономики, бизнеса, финансов, управления, права, международных отношений, а также в туристической и гостиничной отрасли.

 

– Есть ли в вашей статистике страны, которые предлагают наиболее качественные учебные программы?

– Если говорить о качестве образования, то здесь учитывается несколько факторов: педагогическая система, модель образовательного процесса, эффективность системы контроля, а также средства, которые вкладываются в обучение. Существуют определенные рейтинги образования в мире. Согласно одному из них в 2019 г. в ТОП-5 стран вошли Япония, Гонконг, Финляндия, Великобритания и Канада.

 

– А в какие страны охотнее всего едут получать образование иностранные студенты?

– Здесь рейтинг самых популярных стран сложился немного иной. В первую пятерку входят Германия, Великобритания, США, Канада, Франция. Также среди наших клиентов популярны такие направления, как Чехия, Испания, Греция.

 

– Что необходимо знать и предпринять абитуриенту, который желает получить образование за рубежом в сфере бизнеса и финансов, MBA?

– Некоторые требования к поступающим на МВА в США могут отличаться. Это зависит от выбранной школы и программы обучения. Но в целом, можно сказать, что есть общие для всех.

Рассмотрим на примере Гарвардской школы бизнеса. Требования к заявителю:

  • возраст от 22 лет;
  • наличие высшего образования (диплом бакалавра или его эквивалент);
  • подтвержденный уровень английского языка – тесты TOEFL, IELTS, или PTE;
  • пройти англоязычные тесты GMAT и/или GRE, которые позволяют оценить аналитические способности абитуриента;
  • предоставить рекомендации от преподавателей и/или работодателей;
  • составить мотивационное письмо;
  • написать эссе на тему «Почему вы решили стать участником программы MBA Harvard Business School»;
  • пройти собеседование.

MBA-программы предлагают практически все ведущие университеты мира или бизнес-школы, которые входят в их состав. Ряд школ выдвигает требования обязательного опыта работы в сфере бизнеса от 1 до 8 лет. Наиболее авторитетными и престижными являются программы MBA Гарварда, Стэнфорда, школ бизнеса Лондона и Гонконга.

Например, бизнес-школы Канады предлагают на выбор программы обучения MBA по таким специализациям: частное предпринимательство, международный бизнес, финансы, стратегический менеджмент, управление биотехнологиями, информационными технологиями, маркетинг, кадровая политика.

Некоторые бизнес-школы США предлагают иностранным студентам подготовительные курсы. Сюда входят языковые классы для улучшения общего уровня английского языка или овладения специальной терминологией, а также по дисциплинам, связанным с предстоящим обучением, например, финансам, маркетингу, аудиту.

В целом, компания «Второй Паспорт» не только помогает подобрать бизнес-школу под желаемые критерии клиента (страна, город, финансовые предпочтения по оплате за обучение, специализация). Через нас можно оформить студенческую визу, по которой будущий студент приедет в выбранную страну. Например, для США это виза F1.

 

– Какие программы доступны, скажем, для белоруса или россиянина?

– Обучение по программе МВА в США начинается с базовых дисциплин (маркетинг, финансы, бухучет, PR). Далее следует специализация. Студенты самостоятельно выбирают важные для себя предметы среди следующих:

  • стратегический менеджмент;
  • кризис-менеджмент;
  • кадровая политика;
  • международный бизнес.

Существует несколько форм обучения.

 

Fulltime MBA Program

Самая эффективная классическая учебная программа. Она предполагает полное погружение в учебный процесс: большое количество предметов, часов на изучение материала, много практики, тренингов. Студенты посещают различные мастер-классы, конгрессы, презентации.

Продолжительность обучения обычно составляет 2 года.

 

Part-time MBA Program

Программа не такая насыщенная, но позволяет студенту совмещать учебу и работу. Занятия проходят 2–3 раза в неделю. Продолжительность программы – 3 года.

 

Executive MBA (EMBA)

Программа разработана для уже состоявшихся профессионалов в сфере бизнеса и менеджмента с большим опытом работы. Изучение профильных дисциплин довольно поверхностное, так как программа больше напоминает подтверждение квалификации и направлена на усовершенствование навыков.

Обучение ЕМВА занимает 1–2 года.

 

Accelerated MBA

Ускоренная программа обучения, рассчитанная на студентов, которые имеют образование в сфере менеджмента, бизнеса, маркетинга. Обучение занимает всего 1–1,5 года.

 

Distance MBA

Дистанционные курсы, которые позволяют выбирать свободный график обучения. Мог бы отметить, что это довольно перспективное направление. Во время учебы студентам предоставляются видеокурсы с записью лекций, они также могут принимать участие в различных онлайн-конференциях и тренингах по управлению, выполнять практические задания.

Программа рассчитана на 3–4 года.

 

– Реально ли после окончания обучения остаться работать за рубежом? Есть ли подходящие условия для трудостройства иностранных студентов?

– Да, конечно. Более того, многие студенты рассматривают обучение, как один из лучших способов для дальнейшей иммиграции. Работодатели заинтересованы в квалифицированных кадрах, поэтому в некоторых странах создаются все условия для трудоустройства выпускников-иностранцев, в т.ч. бизнес-школ МВА. Например, в таких странах, как Австралия, Канада, Германия, Чехия, Сингапур, есть специальные визы, позволяющие остаться после обучения в стране и найти себе работу.

Так, в Австралии существует две категории виз: Graduate Work Stream и Post Study Work Stream, предназначенные для иностранных студентов, выпускников. Они позволяют им учиться и работать в Австралии, и даже перевезти свою семью. Разница только в специфике и сроках пребывания.

В Чехии у иностранного выпускника также есть возможность сменить студенческую визу на рабочую. Каждая виза выдается на 2 года с возможностью продления.

В США существует программа OPT (Optional Practical Training), позволяющая выпускникам работать в течение 12 месяцев после окончания университета.

 

Какие полученные специальности в США или Великобритании дадут возможность выходцам из стран СНГ реально устроиться на работу?

– Всегда пользуются спросом ИT-специалисты, владеющие новейшими методами программирования; специалисты в сфере бухгалтерского учета и финансов, инженерных специальностей, менеджеры по маркетингу.

 

– Много ли абитуриентов за последние годы уехали учиться за границу через вашу компанию?

– За 8 лет работы через компанию «Второй Паспорт» прошли около 2500 клиентов, среди них 500 уехали именно по учебным программам.

 

– Юрий, на ваш взгляд, в каких случаях получать образование за рубежом необходимо? Насколько повышается конкурентоспособность такого выпускника?

– Я считаю, что молодым людям, окончившим среднюю школу в России, Беларуси, лучше сразу поступать в зарубежный вуз. Это высокий уровень подготовки, совершенствование иностранного языка, доступные стажировки. Ведь многие зарубежные университеты тесно сотрудничают с известными компаниями. Например, при обучении в Washington State University (США) студентов могут направить на стажировку в Microsoft или Amazon!

К тому же такие направления, как бизнес-образование, мультимедиа, гейм-дизайн, биоинженерия в отечественных вузах находятся на начальной стадии развития, а зарубежные университеты в этом плане шагнули далеко вперед.

Стоит упомянуть и гибкую систему выбора специальности. А также то, что акцент больше делается на практическое, прикладное применение знаний, а не на теорию.

В отношении конкурентоспособности международный диплом и практический опыт значительно повышают шансы выпускника трудоустроиться за границей. А на родине тем более. Международные компании и России, и Беларуси в первую очередь рассматривают резюме кандидата с европейским или американским образованием. И, как правило, предлагают более высокий доход. Так что преимущества зарубежного образования очевидны.

*на правах рекламы

Автор публикации: Алевтина СНЕЖИНА


Менеджмент: список рубрик
Важно
Мы в соцсетях
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы