$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

ИТ-технологии

Высокоскоростное будущее

22.05.2009

РУП «Белтелеком» намерен в мае увеличить внешний интернет-шлюз с 8 до 12 Гбит/с. По словам заместителя гендиректора предприятия Ирины Подобед, вся прибавка будет использована на восточном направлении. Российский вектор объясняется востребованностью соседских ресурсов нашими соотечественниками (до 94% съеденного трафика). При этом специалист выразила надежду на постепенное увеличение популярности отечественных сайтов. Ведь пока белорусы отдают предпочтение иностранному контенту, идет вымывание средств из страны.

Абонентская база пользователей широкополосного доступа в Интернет составляет уже 260 тыс. человек. Ранее сообщалось, что к концу 2009 г. она должна вырасти до 400 тыс., а к 2010 г. достичь 1 млн. (а по некоторым оценкам, и 1,7 млн. человек). К тому же удвоить емкость рынка (до 50%) могут мобильные операторы. В будущем доля сотовиков еще более увеличится. Этому должно поспособствовать внедрение 3 и 4G, продвижение в регионы технологии EV-DO.

Растет число завсегдатаев виртуального мира и за счет развития Wi-Fi. В этому году РУП «Белтелеком» начал установку внешних точек доступа — до конца года в стране появится порядка 70 подобных объектов. Всего в настоящее время наличествует 350 (в Минске 150) возможностей посредством технологии выйти в Интернет. До конца года оператор планирует удвоить эту цифру. По словам И.Подобед, если ранее проект можно было считать имиджевым, то теперь нет сомнений в коммерческом успехе Wi-Fi. Об этом свидетельствует статистика — если в прошлом году было реализовано 37 тыс. карточек доступа, то в первом квартале 2009 г. уже 39 тыс.

В более отдаленном будущем темпы роста посетителей Сети могут возрасти. В августе этого года в правительство поступит проект Стратегии развития информационного общества на 2010-2015 гг. Одной из основных задач документа названо обеспечение предоставления госорганами широкого спектра услуг юридическим и физическим лицам в онлайн-режиме через сеть Интернет или посредством пунктов доступа.

Вышеназванная Стратегия — продолжение действующей в настоящее время «Электронной Беларуси», рассчитанной до 2010 г. Отметим, что всего за время работы над программой планируется решить около 100 задач (из них в 2009 г. — 16).

Только, как уже было отмечено, данная работа зачастую приносит прибыль иностранному бизнесу, оттеснившему от пирога белорусов. Как перебороть негативные тенденции?

Возможно, решению проблемы поспособствует новый отечественный оператор контента, о перспективах создания которого ранее сообщил первый замминистра Минсвязи Иван Рак. К данной работе пытаются привлечь одну из иностранных компаний, совместно с которой планируется организовать СП по созданию, концентрации, предоставлению услуг. По замыслу авторов идеи, предприятие замкнет на себе информационные потоки, снизив импортную составляющую трафика на несколько млн. USD в год.

Но есть в данной идее и некоторые негативные моменты. По мнению ряда частных аналитиков, предложение зарубежному бизнесу заполнить собственным продуктом внутреннее информационное поле довольно опасно с идеологической точки зрения. Кроме того, приход мощной компании также может привести к прекращению деятельности самых различных местных участников рынка. В таком случае основной объем крутящихся в отрасли средств все равно отправится за границу. Отдельные сегменты — реклама, хостинг, контент, разработка дизайна и т. д. — тянут на 15-20 млн. USD (с ежегодной прибавкой 15-20%).

Безусловно, уровень местных специализированных фирм желает лучшего. Но, учитывая малую емкость (до недавнего времени) внутреннего рынка, ожидать большего вряд ли стоило. Повышению финансового потенциала белорусского виртуального бизнеса может способствовать несколько факторов: повышение деловой активности, дальнейшее развитие широкополосного доступа, снижение стоимости хостинга.

Пока же наблюдается странный парадокс: чем более информационным становится наше общество, тем больше средств уходит за рубеж, хотя, вроде как, должно быть наоборот.

Олег КВАША