Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №3 (2500) от 14.01.2022 Смотреть архивы
picture
USD:
2.5678
EUR:
2.9445
RUB:
3.3944
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Высокие пенсии - перспектива отдаленная

Копить себе пенсии белорусы смогут только "в отдаленной перспективе". В ближайшей нас ждут в лучшем случае условно-накопительные счета и традиционная распределительная система или, как ее еще называют, система солидарности поколений. Об этом рассказала Валентина Королева, начальник главного управления пенсионного обеспечения и социального страхования Минтруда и социальной защиты, во время организованного Институтом приватизации и менеджмента семинара по вопросам реформирования пенсионной системы...
Копить себе пенсии белорусы смогут только "в отдаленной перспективе". В ближайшей нас ждут в лучшем случае условно-накопительные счета и традиционная распределительная система или, как ее еще называют, система солидарности поколений. Об этом рассказала Валентина Королева, начальник главного управления пенсионного обеспечения и социального страхования Минтруда и социальной защиты, во время организованного Институтом приватизации и менеджмента семинара по вопросам реформирования пенсионной системы.

В свете того, что пенсии пока исправно платятся (проблем с собираемостью средств нет) и даже растут (реально на 20,2% в минувшем году), составляя при этом 43% среднемесячной заработной платы, многих такая ситуация в общем-то устраивает. По словам В.Королевой,  коэффициент замещения заработной платы пенсией у тех, кто имел низкий уровень доходов, может даже превышать 100%.

То есть выход на пенсию повысил доходы низкооплачиваемых работников. В то же время такая система никоим образом не может устраивать людей с относительно высокими доходами, а это, как правило, элита общества, люди высококвалифицированные  и образованные. Переход в статус пенсионеров приводит к тому, что им остается лишь 15-20% от той зарплаты, которую имели, сообщила В.Королева.

При той пенсионной системе, которая существует в Беларуси, и тех негативных демографических тенденциях,  которые проявляются все сильнее, справедливее не получается. Доля лиц старше 65 лет в 2 раза превышает критерий ООН, относящий население к старому. С 90-х годов почти на треть снизилась рождаемость, с 5,8 млн. человек до 4,3 - количество занятых в экономике, а число пенсионеров в расчете на сто работающих увеличилось с 46 до 60.   Только в 2005 г. "новых" пенсионеров стало на 25% больше, чем, например, в 2000г. 

Тем не менее, о повышении страхового пенсионного тарифа, который у нас и так высок, речь не идет, сообщила начальник управления. Более того, возможно, его даже снизят.

Напомним, что уже давно говорят и пишут о том, что груз финансирования дополнительных пенсий, связанных с вредными условиями труда, планируется переложить на нанимателей. Так, по словам В.Королевой, одновременно с повышением страхового тарифа для тех нанимателей, которые имеют "вредные" рабочие места, для всех остальных он снизится.  Кроме того, она сообщила, что планируется установить "потолок" доходов для начисления страховых взносов. "Сегодня они у нас начисляются на все доходы работника. В то время как при определении размера пенсии существует ограничение в виде 4 средних заработных плат", - уточнила она. 

Правда, проблемы достойного пенсионного обеспечения высококвалифицированных и высокооплачиваемых белорусов это никак не решит. Тем более, что альтернативные возможности накопить пенсию вне системы государственного социального страхования не только не увеличиваются, но даже и уменьшаются. Указ Президента №129, запретивший относить на себестоимость страховые взносы по страхованию дополнительных пенсий в негосударственных организациях, "подкосил" деятельность последних. В результате и так скудная возможность накопления дополнительной пенсии (пенсионных фондов у нас нет и накопить дополнительный доход на старость можно только в системе страхования) уменьшается как шагреневая кожа.

Слушая во время семинара выступления экспертов из Казахстана, России, Кыргызстана и Польши, которые говорили не только и не столько о том, чего удалось достичь на пути реформирования, а о том, что из задуманного не получилось, можно было порадоваться за нашу страну - нас не постигли  подобные разочарования. Мы просто ничего не реформировали. Только слегка подправляли сложившуюся еще в советские времена систему.

Старение населения - это проблема не только Беларуси. Ее наличие подталкивает к пенсионным реформам и европейские государства, и страны бывшего  СССР. И если, например, Казахстан подойдет к критической точке с 14 пенсионными фондами, уже научившимися работать, то наша страна окажется абсолютно не готовой справиться с демографическим кризисом. По данным заведующей сектором социальной защиты населения НИЭИ Минэкономики Людмилы Телегиной, к 2030 г. число пенсионеров в нашей стране  будет равно количеству работающих.