$

2.1028 руб.

2.4584 руб.

Р (100)

3.1371 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проблемы и решения

Выше ставку отечественного НДС

29.12.2009

Повышение ставки НДС с 1 января становится реальностью. В Минфине считают, что это не утяжелит налоговое бремя и не вызовет роста цен и иных негативных явлений, поскольку компенсируется отменой сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельхозпродукции, продовольствия и аграрной науки, налога с продаж товаров в розничной торговле и налога на приобретение автомобильных транспортных средств. Заместитель министра финансов Владислав Татаринович заявил на пресс-конференции, что налоговая нагрузка в 2010 г. снизится на 0,45%, что сэкономит субъектам хозяйствования 780 млрд. Br. Однако весьма вероятно, что повышение ставки НДС будет иметь и иные последствия.

Напомню, что когда этот шаг обсуждался летом, речь шла об отмене не только оборотных налогов, но и местных целевых сборов, а также о снижении ставки налога на прибыль с 24% до 20%. Но она осталась прежней, а местные платежи из прибыли лишь сменили название. К тому же ряд отраслей и ранее были освобождены от республиканского сбора, а потому его отмена, в отличие от увеличения ставки НДС, на их налоговой нагрузке не скажется.

В 2009 г. многие субъекты хозяйствования ощутили дефицит оборотных средств. С повышением ставки НДС эта проблема может усугубиться из-за отвлечения финансовых ресурсов на уплату входного НДС при покупках сырья, комплектующих, оборудования. В.Татаринович признал, что рост ставки НДС дополнительно потребует у предприятий около 300 — 350 млрд. Br оборотных средств. Тем, кому своих денег не хватит, придется брать кредиты, которые нынче недешевы. В результате число убыточных и низкорентабельных предприятий может увеличиться.

Заметим, что ряд ограничений по вычету сумм входного НДС сохраняются в Особенной части Налогового кодекса. Правда, срок возврата экспортерам входного НДС из бюджета будет сокращен с месяца до 5 дней. Однако ускорение и упрощение этой процедуры — задача нелегкая — хотя бы по масштабу. По данным Белстата, в составе оборотных средств предприятий налоги по приобретенным товарам, работам, услугам (т.е. НДС по дебету сч.18) на 1.01.2009 г. составляли 4011,2 млрд. Br, а на 1 октября — 4980,6 млрд., т.е. на 24,2% больше. Таким образом, суммы налогов, которые не были приняты по разным причинам к вычету или возврату, превышали на 1.10.2009 г. всю чистую прибыль промышленности за 9 месяцев (3448,7 млрд. Br). Недаром порядок назначения внеплановых проверок для подтверждения обоснованности зачета либо возврата НДС в Указе от 16.10.2009 № 510 остался без изменений.

Немаловажно, что нулевую ставку налога в торговле с Россией нужно документально подтвердить в течение 90 дней. Если в течение этого срока документы от российского контрагента не поступили, НДС платит белорусский экспортер. Такие случаи на практике встречаются не так редко. И теперь НДС «за того парня» белорусам также придется платить по ставке 20%.

По некоторым компетентным оценкам, суммы отвлекаемых из оборота средств на уплату входного НДС составят свыше 950 млрд. Br. Одно это может «съесть» весь выигрыш от отмены оборотных налогов. Кстати, еще недавно чиновники уверяли, что снижение налоговой нагрузки оставит в распоряжении плательщиков около 1 трлн. Br. Теперь оценка стала на 22% скромнее. Будем надеяться, что дальнейшему «секвестру» эта сумма не подлежит.

Вопрос цены и цена вопроса

В органах госуправления считают, что изменение ставки НДС не повлечет роста цен. Согласно расчетам Минэкономики, компенсировать его должна отмена двух оборотных платежей. Стало быть, в общем индексе потребительских цен налоговая составляющая останется прежней. Правда, при расчете этого индекса учитываются цены далеко не на все потребительские товары и услуги. И неизвестно, станут ли субъекты хозяйствования снижать цены в связи с отменой республиканского сбора и налога с продаж. К тому же это достаточно трудоемкая процедура — потребуется инвентаризация и перерасчет по всем товарам, имеющимся на 1 января. Иные постараются избежать лишних хлопот. А скомандовать «цены назад» становится все сложнее.

Кроме того, предприятия, освобожденные от НДС, будут по-прежнему в ряде случаев, например, при строительстве жилья, а в новом году — по бытовым услугам включать сумму входного налога в затраты, а следовательно, и в цены. И они увеличатся здесь именно в связи с ростом ставки налога. То же относится к реализации газа для населения. Здесь по-прежнему действует перекрестное субсидирование, когда часть издержек переносится на предприятия. Для них повышение ставки НДС может привести к росту цен на энергоносители.

Нужно признать, что отмена налога с продаж назрела давно, поскольку этот платеж существовал параллельно НДС, хотя во всем мире выбирают что-то одно. Однако налогом с продаж облагается значительно более узкий ассортимент товаров, чем НДС. В частности, от него освобождена реализация в розницу большинства потребительских товаров белорусского производства. То есть НДС имеет универсальный характер, и повышение его ставки может повлиять на уровень цен не только импортных, но и отечественных товаров.

Если же надежды чиновников оградить цены от влияния новой ставки НДС не оправдаются, то это неизбежно скажется на внутреннем спросе. А ведь его роль особенно возросла в условиях сужения внешних рынков.

Состязание ставок

Количество и ставки налогов — вопрос не только фискальный. От этого зависит конкурентоспособность предприятий и нашей экономики в целом. И здесь нам приходится состязаться со всеми странами, которые тоже озабочены совершенствованием своих систем налогообложения. Пока же получается, что россияне, снизив ставку налога на прибыль до 20% и сохранив 18-процентный НДС, получили определенные преимущества. Можно вспомнить, какую волну протеста вызвало повышение ставки НДС в соседней Литве. Но в среднем по Евросоюзу эта ставка находится в пределах 19%. Именно такова она в Германии, Чехии, Греции, Голландии. Правда, в Венгрии, Польше, Болгарии ставка НДС выше, чем в Беларуси. Но есть и другие примеры. Так, в Турции НДС — 18%, Китае — 17%, Южной Корее — 10%, Индии — 12,5 %, Швейцарии — 7,6%, Японии — 5%.

Нам есть с кого брать пример. Но как бы ни хотелось уйти с последнего места в рейтинге Всемирного банка по состоянию налоговой системы и подняться в первую сотню, это не главное. Ведь обеспечить высокие темпы роста, запланированные на следующий год, без существенного снижения налогового бремени будет весьма сложно. И ощутить его, как и упрощение администрирования налогов, субъекты хозяйствования должны не на словах, а на практике.

Валерия ГЕРАСИМОВА