$

2.1222 руб.

2.4045 руб.

Р (100)

3.1867 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

ВЫРУЧКА «ПО ОПЛАТЕ»:©

24.01.2014

 

нальем еще раз

Оказывается, даже производителям алкоголя в Беларуси нужна государственная поддержка. Хотя бы путем предоставления отсрочки по уплате акцизов, а по сути — разделением бухгалтерского и налогового учета.

Времена, когда производство спиртного было в республике сверхдоходным бизнесом, прошли. Причина здесь не в тяге граждан к здоровому образу жизни, а в неуклонном росте акцизов и, следовательно, цен на алкоголь. Масштаб проблемы весьма значителен: по данным Белстата, за 11 месяцев прошлого года в стране было произведено 12 277 тыс. дал водки и питьевого спирта — на 11,2% меньше, чем в январе–ноябре 2012 г., 263 тыс. дал коньяка (на 4,4% больше), 1641 тыс. дал игристых вин (+9,7%), 2528 виноградных вин (+4,7%), 38 816 тыс. дал пива (-1,1%), 11 005 тыс. дал плодовых вин, сидра и т.п. В то же время в январе–ноябре 2013 г. через розничную (торговую) сеть реализовано алкогольных напитков и пива на 21,1 трлн. Br — в текущих ценах на 42,6% больше. Однако дело не в том, что белорусы стали пить меньше: спиртные напитки подорожали в прошлом году по сравнению с 2012-м на 39,3%. Между тем финансовые результаты их производителей оставляли желать лучшего, а главное — у них стали существенно сокращаться оборотные средства. Тем не менее акцизы, уплачиваемые «по отгрузке», неизменно выводят крупнейшие ликеро-водочные заводы в число лидеров по объему уплачиваемых налогов.

В своем постоянном стремлении сблизить бухгалтерский и налоговый учет отечественные законодатели решили, что методом начисления вполне можно руководствоваться и при исчислении налогов. С внесением изменений в Налоговый кодекс в прошлом году предприятия были лишены возможности выбирать метод определения выручки «по оплате» или «по отгрузке». В частности, с 1.01.2013 г. в ст. 118 НК было установлено, что момент фактической реализации (передачи) подакцизных товаров определяется как приходящийся на налоговый период день их отгрузки (передачи), которым, в свою очередь, признается дата их отпуска со склада, осуществленного в установленном порядке. Таким образом, отгрузив спиртные напитки в торговую сеть, производители тут же оказались обязанными в том же месяце платить акцизы. Однако магазины соглашаются брать товар только с отсрочкой платежа, когда сами его продадут населению. А потому вносить деньги в бюджет заводы вынуждены фактически в кредит.

Понадобилось более года, чтобы власти оценили нелогичность такого подхода. В результате появился Указ Президента от 21.01.2014 № 42 «Об особенностях деятельности организаций, производящих алкогольную продукцию», который был принят в целях повышения эффективности и стабилизации финансово-экономического положения организаций, производящих алкогольную продукцию. Этим документом 28 организациям-производителям алкогольной продукции, перечисленным в приложении к Указу № 42, предоставляется право с 1 января по 31 декабря 2014 г. определять момент фактической реализации (передачи) подакцизных товаров как по мере их отгрузки, так и по мере оплаты для целей исчисления и уплаты сумм акцизов в бюджет. Метод определения момента фактической реализации (передачи) подакцизных товаров устанавливается учетной политикой организаций с учетом п. 2 Указа № 42 по всем операциям по реализации (передаче) подакцизных товаров и изменению в течение 2014 г. не подлежит. Кроме того, согласно п. 2 Указа № 42 в случае реализации организациями права на определение момента фактической реализации (передачи) подакцизных товаров «по оплате» этот момент определяется как приходящийся на налоговый период:

– день зачисления денежных средств на счет плательщика, а в случае реализации подакцизных товаров за наличные денежные средства — день поступления денег в кассу плательщика, но не позднее 60 дней со дня отгрузки (передачи) подакцизных товаров. При этом днем зачисления денежных средств на счет плательщика при реализации подакцизных товаров на основе договоров поручения, комиссии и иных аналогичных гражданско-правовых договоров признается день зачисления денежных средств на счет комиссионера (поверенного), а в случае если договором предусмотрено, что денежные средства за реализованные комиссионером (поверенным) подакцизные товары зачисляются на счет плательщика, — день такого зачисления;

– при использовании подакцизных товаров для собственных нужд — день составления первичного учетного документа или при отсутствии первичного учетного документа, иного документа, подтверждающего использование подакцизных товаров для собственных нужд, включая отпуск в производство товаров (работ, услуг) и прочее выбытие;

– при использовании подакцизных товаров для производства неподакцизных товаров — день их передачи в производство.

Указ № 42 вступил в силу с 23.01.2014 г., но распространяет свое действие на отношения, возникшие с 1 января т.г. По сути, это возврат к той редакции ст. 118 НК, которая действовала до 1.01.2013 г. Остается загадкой, почему эта задача не была решена во вступившем также с 1 января в силу Законе от 31.12.2013 № 96-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам предпринимательской деятельности и налогообложения», которым внесены изменения в Налоговый кодекс и, в частности, в его главу 13, регламентирующую порядок исчисления и уплаты акцизов. Приходится предположить, что еще 3 недели назад повышение эффективности и стабилизации финансово-экономического положения ликеро-водочных и винодельческих заводов не было столь актуально.

В число «счастливчиков» попали практически все белорусские производители алкогольной продукции, включая негосударственные. Между тем от введения метода начисления в качестве безальтернативной нормы налогового учета несут потери и некоторые другие предприятия, которые в силу специфики рынка вынуждены предоставлять своим покупателям отсрочку платежа. Видимо, они не располагают такими лоббистскими возможностями, как производители алкоголя, чтобы объяснить законодателям, что упрощение учета далеко не всегда благо для бизнеса.

Дмитрий КОРШУНОВ


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях