$

2.1449 руб.

2.4102 руб.

Р (100)

3.1690 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

ВЫРУЧАЕТ ТОЛЬКО ЭКСПОРТ

03.08.2010

Продолжаем представлять белорусские предприятия, чья приватизация ожидается в ближайшее время. Сегодня наш гость — ОАО «Бобруйский машиностроительный завод». Его специалисты рассказали корреспонденту «ЭГ» об экономической ситуации на предприятии.

В I полугодии 2010 г. ОАО «Бобруйский машиностроительный завод» увеличило экспорт товаров на 46,7% (1381 тыс. USD), до 4335,7 тыс. USD по сравнению с январем–июнем 2009 г. Объем складских запасов в фактических ценах удалось снизить на 13%, а относительно среднемесячного объема производства — на 29%. ОАО экспортирует практически 80% выпускаемой продукции, из них 74% — в СНГ. В I полугодии 2010 г. объем экспорта в страны Содружества (кроме России) вырос на 77,9% (726,1 тыс. USD), до 1658,5 тыс. USD, а в государства дальнего зарубежья (Индию, Вьетнам, Польшу, Венгрию, Болгарию, страны Балтии и др.) сократился на 53,1% (674,4 тыс. USD) и составил 258 тыс. USD.

Объем поставок в Россию, доля которой составляет 43,6% в общем объеме продаж, в январе–июне т.г. увеличился на 64,4% (1019,3 тыс. USD), до 2419,2 тыс. USD относительно уровня I полугодия 2009 г. По оценке экономистов завода, пик падения отгрузок в РФ пришелся на 2009 г. — 67% к уровню 2008 г. В отчетном периоде объем экспорта в Казахстан (удельный вес — 18%) вырос в 2,5 раза к уровню 2009 г., в Украину (4,3%) — вдвое, Грузию (5%) — на 55,2%, удалось возобновить поставки в Азербайджан (2,5%) — на сумму 136,5 тыс. USD.

Продажи на внутреннем рынке в I полугодии 2010 г. по сравнению с аналогичным периодом 2009 г. снизились на 6,9 п.п. (89,8 тыс. USD), до 1212,2 тыс. USD. «Внутренний спрос оживляется медленно, — говорит начальник бюро маркетинга Елена Колос. — Однако в начале II полугодия т.г. деловая активность основных потребителей заметно возросла. На этом основании мы все же прогнозируем рост количества заявок».

Реанимировать продажи на целевых рынках помогает корректировка цен, введение систем скидок, альтернативных форм оплаты (отсрочка платежа, различные схемы расчетов), стимулирование работы дилеров, на долю которых приходится треть реализации. Сейчас они работают на территории России (9), Украины, Казахстана (2), Кыргызстана, Литвы и Индии (2).

Маркетинговые расходы в I полугодии 2010 г. составили 124,2 млн. Br — 145,8% от запланированных на этот период. Специалисты считают, что наиболее эффективным методом продвижения товаров является участие в специализированных выставках и посещение белорусских и зарубежных потребителей «на дому». Предприятие все активнее использует в рекламных целях Интернет: модернизирует свой ресурс, ведет электронную торговлю на площадках сайтов закупок международного уровня, популярных в СНГ. Продажи на внутреннем рынке стимулирует рассылка коммерческих предложений. Контакты расширяются благодаря сотрудничеству с научными проектными институтами, предлагающими участие в специализированных программах.

Объем производства в I квартале 2010 г. относительно аналогичного периода 2009 г. упал на 23,7%, до 5,883 млрд. Br в сопоставимых ценах, по итогам полугодия произведено продукции на 12,481 млрд. Br (-7,4% к уровню аналогичного периода 2009 г.). Таким образом, прослеживается положительная динамика изменения объемов производства. При этом объем производства товаров народного потребления (ТНП), удельный вес которых в общем объеме составляет 3%, в I квартале 2010 г. в фактических ценах составил 202 млн. Br (+2,5% к уровню 2009 г.), а в I полугодии — 436 млн. Br (+12,1%). Сейчас предприятие производит более 50 наименований ТНП: камины, печи, котлы, печную арматуру, продукцию для хозяйственных нужд (сковороды, формы для выпечки, лестницы, совки и др.), садово-огороднический инвентарь (грабли, окучники и др.). Ассортимент ТНП планируется расширять.

Новые виды продукции осваиваются в соответствии с нуждами потребителей на основе изучения спроса. Производители признают, что пока некоторые виды насосного оборудования уступают зарубежным аналогам по материалоемкости, энергопотреблению и цене. Поэтому предприятия городского промышленного и сельского водоснабжения часто закупают импортные образцы. Такая конкуренция, говорят работники ОАО, сдерживает рост внутренних продаж. Необходима комплексная модернизация.

В декабре 2010 г. ОАО завершит реконструкцию литейного производства, в технологический цикл будет введена электродуговая печь постоянного тока (ДППТУ-6). Этот инвестиционный проект включен в программу инновационного развития РБ на 2007–2010 гг. Объем средств на его реализацию составляет 11,090 млрд. Br, из них собственных — 2,650 млрд. Br (24%), кредитных — 8,181 млрд. Br (74%) и 259 млн. Br (2%) — из инновационного фонда Минпрома.

Прогнозируемый эффект — снижение себестоимости продукции за счет уменьшения расхода материалов и электроэнергии, повышение качества литья, расширение номенклатуры товаров за счет освоения новых марок сплавов, уменьшение уровня загрязнения окружающей среды до допустимых величин без строительства систем пылегазоочистки — будут достигнуты. Однако, как пояснил начальник планово-экономического отдела Андрей Чайка, без проведения комплексного технического перевооружения производства эффективность проекта ничтожна. Ведь уровень износа активной части основных средств составляет 90%, а отдельных единиц оборудования — «несколько раз по 100%», что существенно ограничивает возможности завода. «Ожидалось, что приватизация пройдет раньше (сразу после акционирования в 2003 г.) и появятся дополнительные средства для одновременного технического перевооружения механосборочного производства, но принятие решения затянулось на годы», — поясняет А.Чайка. По подсчетам на комплексную модернизацию требуется дополнительно 26,8 млн. USD.

Напомним, что стоимость контрольного пакета акций завода, предлагаемого на продажу, в соответствии с распоряжением Президента, установлена в размере 16,7 млрд. Br (5,6 млн. USD). При этом обязательными условиями конкурса являются: внесение в течение года с даты заключения договора купли-продажи акций в уставный фонд ОАО 15 млрд. Br, а также сохранение в течение двух лет количества рабочих мест. Пусть объем дополнительных «вливаний» инвестор оценит сам.

Елена ПЕТРОШЕВИЧ


Справка «ЭГ»

ОАО «Бобруйский машиностроительный завод» производит центробежные насосы для нефтеперерабатывающей, нефтехимической, горнодобывающей, металлургической, целлюлозно-бумажной, энергетической и цементной промышленности, оборудование для перекачивания чистой воды и сточных жидкостей на предприятиях водоснабжения.

Завод является участником Российской ассоциации производителей насосов (РАПН), в составе которой входит в Европейскую ассоциацию производителей насосов (EUROPUMP).

Среднесписочная численность сотрудников — 1 115 чел.

По данным Департамента по ценным бумагам, уставный фонд ОАО составляет 20 166,2 млн. Br (5 601 715 акций номинальной стоимостью 3600 Br). Численность акционеров — 493, в т.ч. 492 — физические лица. По итогам I квартала 2010 г. выручка составила 7618 млн. Br, убыток — 1662 млн. Br.

Открытый конкурс по продаже акций ОАО пройдет 18.08.2010 г. К реализации будет предлагаться 50% + 1 акция завода.