Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Бюджет
23.12.2003 11 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Выполним ли бюджет-2004?

Сергей КИСЕЛЕВ, председатель комиссии Палаты представителей по бюджету, финансам и налоговой политике: "Вполне!" На исполнение бюджета-2004, как и в прежние годы, будут воздействовать как внешние, так и внутренние негативные факторы. С внешней стор...

Сергей КИСЕЛЕВ, председатель комиссии Палаты представителей по бюджету, финансам и налоговой политике:

"Вполне!"

На исполнение бюджета-2004, как и в прежние годы, будут воздействовать как внешние, так и внутренние негативные факторы. С внешней стороны сказываются высокая степень зависимости Беларуси от импортных энергоносителей, дискриминационные меры со стороны некоторых развитых стран и их сообществ, что в итоге ведет к потере отдельных традиционных рынков сбыта продукции и дефициту внешнеторгового баланса.

Среди внутренних факторов необходимо отметить недостаточно высокую платежеспособность субъектов хозяйствования, нехватку у них оборотных средств, наличие складских запасов готовой продукции и, как следствие, снижение рентабельности и рост количества убыточных предприятий.

Однако, несмотря на все трудности, белорусская экономика из года в год демонстрирует устойчивый рост. Это третий бюджет, который принят нынешним составом Палаты представителей. И каждый год отдельные депутаты заявляют, что бюджет невыполним. Я с уважением отношусь к мнению своих коллег, но в данном случае с ними не согласен. Документ готовила опытная команда профессионалов во главе с министром финансов. Каждый из разработанных и принятых бюджетов оказался реальным и выполнимым. Да, бывают определенные корректировки, но они не настолько значительны, как утверждают перед началом финансового года оппоненты правительства. Уверен, что хотя 2004г. для нашей экономики окажется непростым, поставленные цели будут достигнуты.

Напомню, что Президент вернул первоначальный вариант закона на доработку, потому что в нем были заложены такие цифры роста валового внутреннего продукта, которые не позволили бы выполнить Программу социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001--2005гг., одобренную Всебелорусским собранием. То есть в проекте было заложено некоторое отставание от прогнозных цифр. Поэтому глава государства потребовал от правительства найти резервы для роста ВВП в 109--110%. Задача эта сложная, но выполнимая. Она потребует напряженной работы Совета Министров, руководителей отраслей и предприятий.

Резервы роста у белорусской экономики есть. На многих предприятиях, которые мы называем бюджетообразующими, хватает беспорядка, неорганизованности и т.д. Улучшение организации работы позволит значительно увеличить производство продукции и в целом рост ВВП.

Потенциал известных не только в Беларуси, но и далеко за ее пределами таких гигантов, как МАЗ, МТЗ, используется не в полной мере. Они вполне могут наращивать выпуск продукции. Да, есть проблемы со сбытом, но многие службы маркетинга работают недостаточно профессионально, особенно на внешних рынках. Наверное, нам надо вместе -- руководству предприятий, правительству, депутатам -- подумать над тем, как расширить рынки сбыта и реализовать эту продукцию, а самим заводчанам прежде всего поработать над качеством. Я не имею в виду, что депутаты превратятся в дилеров, от нас зависит прежде всего законодательная база, содействующая продвижению товаров.

Сейчас в Совете Министров готовится комплекс мероприятий по достижению утвержденных параметров, в реализацию которых планируется вовлечь не только госпредприятия, но и негосударственный сектор экономики, рассматриваются конкретные предложения по улучшению инвестиционной деятельности.

Еще один немаловажный фактор, который может повысить эффективность нашего народнохозяйственного комплекса -- либерализация экономики. Об этом неоднократно говорил и Президент во время своей предвыборной кампании. Думаю, что правительство, для того, чтобы выйти на прогнозные показатели Программы социально-экономического развития на 2001--2005гг., будет вынуждено смелее принимать решения в этом направлении. Ведь значительный прирост ВВП может быть получен за счет развития частного сектора, увеличения количества малых предприятий и индивидуальных предпринимателей. Но малому бизнесу необходима поддержка со стороны государства. Надеюсь, что правительство это понимает.

В этом году группой депутатов был разработан законопроект о бюджете на 2004 год. Почему наша комиссия не поддержала этот документ?

Альтернативный проект предусматривает уменьшение роста ВВП. Этот документ не может быть реализован на практике, в нем не увязаны показатели ВВП с коэффициентами роста других показателей в рублевом эквиваленте. Авторами не проработаны ни конкретные условия, ни порядок уплаты, ни другие элементы по предлагаемым видам налогов -- единый социальный налог, налог с розничного товарооборота и продажи услуг, налог на собственность. Основной объем налоговой нагрузки переносится на конечную стадию реализации товара, работ, услуг, т.е. на физических лиц, устанавливая минимальное участие юрлиц в формировании бюджета путем отмены большинства существующих сегодня налогов. Приведу такой пример: в предложенном варианте бюджета соотношение средней пенсии и средней зарплаты работников бюджетной сферы составляет 36,7%, а за восемь месяцев текущего года данное соотношение уже сложилось в размере 45,7%, что говорит также не в пользу альтернативного проекта. Предложения о проведении кардинальной налоговой реформы за счет отмены и снижения ставок налогов приведут к сокращению поступлений в бюджет и создадут проблемы в социальной сфере, что неприемлемо.

* * *

Игорь БАСЛЫК, член комиссии Палаты представителей по бюджету, финансам и налоговой политике:

"Есть сомнения..."

Вопрос, который лично у меня вызывает больше всего опасений, это запланированный рост ВВП на 10%, а по отдельным отраслям, например в сельском хозяйстве, на 11--12%. За счет чего его планируется достигнуть, никто объяснить не может. Чтобы говорить об изыскании каких-либо внутренних резервов, нужно рассматривать каждое предприятие в отдельности. Тогда это нужно было сделать раньше, а потом уже записывать цифру в бюджет.

Рост ВВП может достигаться, например, за счет внедрения новых технологий, дополнительного сырья, инвестиций и т. д. Таким образом должны быть увеличены материальные ресурсы, а этого в настоящее время не наблюдается. Так, например, 6% ВВП в этом году -- результат увеличения кредитной массы, которая выделялась субъектам хозяйствования дополнительно. Привлекательные кредиты на сумму примерно 250 млн.USD под небольшую процентную ставку позволили оживить экономику. В 2004г. на это обещано всего лишь 100 млн. USD -- просто мизер, который не способен решить проблему.

Я уверен, что выполнение поставленной задачи будет отслеживаться на каждом предприятии, что неизбежно связано с применением определенных мер давления.

Хотелось бы отметить, что по-прежнему сохраняется тенденция неэффективного использования выделяемых средств. Финансирование различных программ просчитывается нечетко. А поскольку нет точной проработки, нельзя прогнозировать какой-либо конкретный результат. Все это итог лоббирования интересов отдельных ведомств и групп. Например, возьмем программу финансирования рыбного хозяйства. За три года ее осуществления ситуация здесь не улучшилась, прироста продукции не наблюдается. Значит, нужно или пересматривать финансирование, или сворачивать программу, а не тратить на нее деньги налогоплательщиков. Волнует положение в сельском хозяйстве. Уже третий год аграрники пытаются изменить систему распределения средств из Фонда поддержки сельхозпроизводителей. Как известно, эта сумма составляет 2,3% в консолидированном бюджете. О том, что они также расходуются неэффективно, говорит нынешнее состояние отрасли в целом. Мы предлагали в 2004г. распределить эти средства непосредственно в виде надбавок к закупочным ценам, но отстоять эту поправку не удалось.

Правда, под давлением депутатов правительство согласилось отказаться от налога на недвижимость в сельской местности -- для тех, кто там проживает и работает на сельхозпредприятиях. Да, это мировая практика, но почему-то у нас ее применение началось с самой малообеспеченной части населения, а именно с крестьянства. Нередко этот налог просто "съедает" всю заработную плату домовладельца, а она, как известно, на селе совсем низкая.

То, что бюджет будет исполнен, уже сейчас вызывает сомнения: много вопросов по его доходной части. Включение в бюджет Фонда социальной защиты населения по замыслу его инициаторов должно усилить дальнейшую консолидацию государственных фондов и контроль за использованием средств. Но, на мой взгляд, ФСЗН попал туда только ради придания значительности республиканскому бюджету и ситуацию это нисколько не улучшит.

Изначально планировалось сделать бюджет бездефицитным, то есть реальным, чтобы начать наконец-то жить по средствам. Сейчас мы видим, что предполагаемый дефицит равняется 690,2 млрд.руб. (5% от расходной части). Чтобы удержать социальную направленность бюджета на заданном уровне, просто не хватит ресурсов.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений