Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Итоги
21.11.2003 8 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Выполнение бюджета за 9 месяцев: "социалка" идет под нож первой

Конечно же, высокие темпы роста ВВП (6% за 9 месяцев) и инвестиций в основной капитал (17,5%) радуют государственных финансистов. Но при таком бурном росте можно было бы ожидать значительного перевыполнения поступлений по основным налогам, улучшения финансового состояния бюджетников, повышения расходов на образование и социальную сферу...

Конечно же, высокие темпы роста ВВП (6% за 9 месяцев) и инвестиций в основной капитал (17,5%) радуют государственных финансистов. Но при таком бурном росте можно было бы ожидать значительного перевыполнения поступлений по основным налогам, улучшения финансового состояния бюджетников, повышения расходов на образование и социальную сферу. Однако анализ исполнения республиканского и консолидированного бюджетов за январь -- сентябрь говорит о другом.

С самого начала отметим бережливое отношение финансовых органов к государственной казне. В отличие от раскрепощенных поляков, которые годами не могут снизить дефицит бюджета ниже 5% ВВП, в отличие от финансово недисциплинированных немцев, хронически превышающих рубеж в 3%, наш Минфин при плановом дефиците за 9 месяцев 2003г. 1,9% от ВВП сработал на 0,8%. Получен, пожалуй, один из лучших показателей в Европе. И этому следовало бы радоваться, если бы в нашей стране оплатой многих текущих расходов не занимались предприятия, которым до сих пор не разрешают снимать с баланса объекты непроизводственного назначения. Ни в польской, ни в литовской экономике частные заводы не тратят (сверх законных налоговых платежей) свои средства на содержание санаториев, жилого фонда или домов культуры. Белорусский директорат ропщет, что с "гирями на ногах" в виде объектов непроизводственного назначения передовиком капиталистического производства не станешь. Но кого это волнует? Если переложить эти заботы на плечи местных и республиканского бюджетов, то, боюсь, дефицит белорусского бюджета сразу бы вырос в несколько раз.

Есть еще один важный нюанс. Восхищает точность выполнения правительством прогноза по динамике ВВП. Изначально показатели бюджета на 2003г. верстались исходя из прогнозируемого исполнения ВВП на уровне 31,7--32,9 трлн. руб. В отчете об исполнении республиканского бюджета за январь -- сентябрь Минфин, очевидно, пересмотрев данный прогнозный показатель, уже указывает цифру 35 трлн. При этом план за 9 месяцев тютелька в тютельку, до последнего знака, совпадает с реальным исполнением -- 25 565 428 373 тыс. руб. Такой точности можно добиться, только если принимать план позже или вместе с отчетом о реальном исполнении бюджета. Если считать дефицит бюджета от запланированной в начале года величины, то он, конечно же, будет больше, чем "нарисованные" 0,8%.

При всех взлетах и падениях реального сектора (рост экспорта за 9 месяцев -- 23,9% при плане 5,5%, импорта -- соответственно 27,4% и 6,9%, розничного товарооборота -- 8,8% и 6,5%, сельского хозяйства -- 3,8% и 7%) отчетные цифры республиканского и консолидированного бюджетов радуют глаз своей точностью. За январь -- сентябрь поступления по налогам с зарплаты составили 100,7%, по внутренним налогам на товары и услуги -- 100%, в т.ч. по НДС -- 100,3%, по акцизам -- 99%. Даже по налогу на прибыль и доходы, которые были проблемными в первом полугодии, выполнение составило 102,6% и 103,6% соответственно. В итоге доходная часть республиканского бюджета по всем источникам за январь -- сентябрь выполнена на 100,6%. Просто аптечная точность, достойная тщательного научного анализа. Как в условиях сильной непредсказуемости внутренних и внешних факторов, сильных структурных дисбалансов и плохого финансового положения удается так точно выполнять бюджет?

По целому ряду позиций доходы бюджета заметно превысили плановые поступления. Так, доходы от внешней торговли составили 113,9%, от государственной собственности и предпринимательской деятельности -- 127%, в т.ч. прибыль Нацбанка -- 193,3%. А материальных резервов и ценностей было продано в четыре раза больше запланированного.

Но с чего это вдруг власти решили распродавать резервы? Наверное, отчасти и потому, что некоторые другие доходы получить не удалось. По статье "поступления от продажи принадлежащих государству акций, другого имущества, в том числе от приватизации" годовой план за 9 месяцев выполнен только на 0,7%. Винить Минфин в срыве приватизационных сделок нельзя. То, что без 430 млрд. руб. финансисты сумели все-таки выйти на 100,6% плановых доходов и значительно улучшить показатель дефицита бюджета, говорит либо о больших скрытых резервах финансовой системы Беларуси, либо об активном привлечении ресурсов предприятий и банков, либо о манипуляции с методикой составления отчетов. Так, за 9 месяцев банки выдали на погашение долгов по зарплате свыше триллиона рублей. Известно, что без этих денег предприятия вряд ли могли заплатить налоги с фонда зарплаты и выйти на необходимые валовые показатели.

Минфин очень разумно пользуется своим правом перекраивать расходы в рамках утвержденных показателей. Итоги бюджетной политики за 9 месяцев свидетельствуют, что в Беларуси на уровне государства не принято тратить больше, чем зарабатывать. Административный "нож" жестко сокращает неприоритетные расходы. Даже органы госуправления профинансированы только на 95,6% от плана (в основном за счет сокращения по статье "прочие расходы на государственное управление"). Структуры, которые занимаются правоохранительной деятельностью, получили за 9 месяцев 97,8% от плана, судебная власть -- 97%, наука -- 93,7%. А вот промышленности повезло меньше: ей выделен всего 31% от запланированных в республиканском бюджете средств. И при этом она все-таки сумела выдать 6,6% роста (при плане 4--4,5%). Либо белорусские промышленные предприятия имеют иные, более надежные источники финансирования (читай -- банки), либо они просто не нуждаются в бюджетной поддержке по существующим правилам. Сельское хозяйство было профинансировано из республиканского бюджета на 92%, то есть на порядок больше, чем промышленность, но оно не смогло показать таких завидных темпов роста.

При политике общего недофинансирования и образованию (94% от плана), и здравоохранению (94,5%) также пришлось ужаться. Больше всех в этих секторах пострадали те, кто занимается повышением квалификации и подготовкой кадров: они не получили 16,9% от запланированного. Были значительно урезаны расходы и на социальную политику. Объем ее финансирования составил 90,7% от плана. Самое сильное сокращение пришлось на статьи "социальная защита граждан" -- на 15,5%, "социальная помощь" -- 36,2%, "пособия гражданам и семьям, имеющим детей" -- 38,9%. Получается, что правительство, направив в Палату представителей закон о сокращении социальных льгот, старается лишь узаконить то, что давно делает.

Что касается финансовой помощи бюджетам других уровней, то по этой статье план выполнен полностью (751,9 млрд.). А вот расходы фонда содействия занятости составили всего лишь 78,8% от плана. Это при том, что количество вакансий за 9 месяцев уменьшилось на 0,6%, а число безработных по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличилась на 9,7%, достигнув 3,2%. Эти цифры выглядят странно, особенно если вспомнить, что правительство всегда подчеркивает социальную направленность белорусского бюджета.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by