Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №61(2558) от 16.08.2022 Смотреть архивы

USD:
2.5795
EUR:
2.62
RUB:
4.2306
Золото:
147.09
Серебро:
1.65
Платина:
77.38
Палладий:
178.8
Назад
Факты, комментарии
06.05.2011 10 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ВЫХОД ТАМ, ГДЕ НАДЕЯЛИСЬ НА ВХОД

Среди мер по реализации Программы деятельности Правительства Республики Беларусь на 2011–2015 гг. особое место занимает интеграция отечественной экономики в мировую, налаживание взаимовыгодного сотрудничества наших организаций с транснациональными корпорациями, включая их вхождение в эти корпорации. На практике это означает активизацию процессов слияний и поглощений (M&A) в Беларуси, ускорение создания здесь компаний с зарубежным капиталом или покупки иностранцами местных предприятий. Однако пока тенденции в этой сфере, к сожалению, идут вразрез с надеждами правительства на привлечение денег из-за рубежа.

Среди мер по реализации Программы деятельности Правительства Республики Беларусь на 2011–2015 гг. особое место занимает интеграция отечественной экономики в мировую, налаживание взаимовыгодного сотрудничества наших организаций с транснациональными корпорациями, включая их вхождение в эти корпорации. На практике это означает активизацию процессов слияний и поглощений (M&A) в Беларуси, ускорение создания здесь компаний с зарубежным капиталом или покупки иностранцами местных предприятий. Однако пока тенденции в этой сфере, к сожалению, идут вразрез с надеждами правительства на привлечение денег из-за рубежа.

Апрель, по мнению экспертов, стал «переломным» месяцем на рынке готового бизнеса. Иностранные инвесторы, в начале года дружно избавлявшиеся от активов в Беларуси, теперь уповают на девальвацию, которая снизит цены на белорусские предприятия в долларовом эквиваленте. «Тутэйшыя» бизнесмены по своему обыкновению затаились и пережидают кризисные времена. «ЭГ» анализирует развитие событий на рынке вместе с руководителем проекта «Vashafirma.by» Юрием ЭБЕРОМ.

— Что происходило на рынке готового бизнеса с начала 2011 г. и как изменилась ситуация в апреле?

— В начале 2011 г. иностранцы оживленно «сливали» свои активы в Беларуси. Почти все предприятия стоимостью от 3 млн. EUR, которые продавались, были зарубежными активами, принадлежавшими россиянам, немцам, полякам. К примеру, в одном из райцентров Минской области было выставлено на продажу предприятие, на 90% принадлежащее российским владельцам, которое сдано в эксплуатацию в ноябре 2010 г. Его стоимость — 5–7 млн. USD. Официальная причина — предприятие продавалось как непрофильный актив. Реальные же причины, по которым иностранцы избавлялись от него, — валютные проблемы и нежелание рисковать. Они просто хотели вывести свои активы из зоны «рискованного инвестирования».

И это вполне понятно. Мы работали с украинским инвестором, который планировал покупку предприятия в Беларуси. Он уже приобрел производственные площади, зарегистрировал юрлицо и…. «попал». Валюту купить невозможно, а следовательно, нельзя приобрести нужное оборудование.

В 2011 г. к нам обратились иностранные владельцы как минимум трех крупных предприятий с целью продать свои активы в Беларуси. Цена самого крупного из них — 55 млн. EUR, и оно, разумеется, из разряда «не в открытой продаже».

Что касается открытой продажи действующих предприятий через нашу фирму, то в марте предложение составило 70 средних и крупных предприятий, из них 13 — принадлежащие небелорусским владельцам, со стоимостью свыше 30 тыс. USD каждое.

— Как валютные перипетии апреля повлияли на спрос, предложение и цены?

— Посещаемость соответствующих сайтов и форумов в Интернете упала вдвое. Что касается мелкого бизнеса, то с рынка фактически «вымело» как продавцов, так и покупателей объектов стоимостью до 30 тыс. USD. Все они затаились в ожидании. Но при этом цены готовых бизнесов фактически не изменились. С одной стороны, на их понижение играет общая нестабильность ситуации, в которой потенциальные покупатели предпочитают складывать валюту «в чулок» и ждать. С другой — расчеты все равно в итоге производятся в белорусских безналичных рублях по официальному курсу. Это вынуждает продавца закладывать в цену разницу между курсом обменника и курсом валют на межбанковской бирже. Итогом стало неустойчивое равновесие, когда цены «застыли».

Следует отметить, что белорусских покупателей интересуют бизнесы стоимостью до 200 тыс. USD. Все, что дороже, — объект интереса только для инвесторов из-за рубежа.

Объем сделок по продаже крупного бизнеса не изменился. Более того, в последние дни наблюдаем определенный рост интереса польских, украинских и российский деловых кругов к белорусским предприятиям.

Россияне пытаются проникнуть, в первую очередь, в игорный и ресторанный бизнес. На втором месте — производство промышленного оборудования, трубопрокатные заводы, предприятия, которые работают на нефтехимическую отрасль.

Украинцы интересуются созданием совместных производств. Поляки рассчитывают вложить деньги в сельское хозяйство. Инвесторы из соседних стран активизировались, несомненно, в преддверии девальвации, которая снизит стоимость белорусских предприятий в долларовом эквиваленте. До этого времени зарубежные инвесторы работали «точечно», покупая конкретное предприятие под конкретные цели. Возможно, после девальвации что-то изменится.

— С иностранными учредителями мы разобрались. А по каким причинам продают свой бизнес белорусские владельцы?

— Главная и самая распространенная причина — финансовая несостоятельность или банкротство. По этой причине в Беларуси ликвидируется не менее 60% предприятий.

Далее идет отсутствие физической возможности вести дела: смерть владельца, проблемы со здоровьем, переезд в другую страну, потеря оборудования или права на аренду, выход владельца на пенсию. В маленьких городах к этому часто прибавляется моральная усталость от поборов, доведения показателей и прочего давления властей.

— И какие предприятия пользуются спросом у белорусских покупателей?

— С началом строительного сезона вырос спрос на предприятия по производству стройматериалов — растворо-бетонные узлы, производства пиломатериалов, окон и дверей. А вот спрос на предприятия сферы услуг стабильно падал и продолжает падать. Исключение составляет разве что игорный и ресторанный бизнес.

— Есть ли шансы продать убыточные госпредприятия?

— Не все из них убыточные, некоторые теоретически могли бы заинтересовать инвесторов. По моему прогнозу, рынок крупных предприятий ждет оживление. Однако многое тут зависит от системы оценки предприятий и действий местных властей. Еще 3–4 года назад украинский инвестор обратился по поводу приобретения завода по производству изделий из ПВХ в Бобруйске — одного из крупнейших в республике. Харьковский инвестор уже фактически принял решение, обучил свои кадры для работы на нем. Но потом власти решили, что предприятие надо акционировать и выставить на открытые торги. Инвестору отказали, предприятие оценили, выставили на торги — и по предложенной цене оно никого не заинтересовало. Дорога ложка к обеду…

— Реально ли вырастить в Беларуси национального инвестора, который «осилит» покупку крупных предприятий?

— Выходом может стать освоение рынка внутренних инвестиций, которого на данный момент практически не существует. Я имею в виду акционирование предприятий с открытой продажей акций. Однако для этого должны быть подготовлены ясные, прозрачные отчеты о финансовом положении эмитента по международным стандартам.

Своего рода лакмусовой бумажкой может стать продажа акций предприятий работникам. Она наверняка покажет, насколько перспективно предприятие и насколько работники верят в его будущее. Но боюсь, в Беларуси этот процесс не пойдет. Что может заставить слесаря Петрова выкупить акции своего завода, если отчетность госпредприятий на 50% непрозрачна? И сможет ли коллектив, у которого на руках всего 3–5% акций предприятия, проводить свои решения на совете акционеров? В нынешних условиях права миноритарных акционеров слабо защищены — и это препятствует акционированию.

Беседовала
Дарья КОСТЕНКО
 
СПРАВКА «ЭГ»

По данным агентства готового бизнеса «Ваша фирма», средняя стоимость выставляемых на продажу белорусских предприятий составляет примерно 200 тыс. USD. При этом 65% рынка — предприятия стоимостью от 50 тыс. USD; 12% — до 200 тыс. USD; 3% — свыше 1 млн. USD.

Приведенная структура не охватывает многочисленные ЧУП и ИП, чья стоимость составляет примерно 200–400 USD, а также предприятия, которые не находились в открытой продаже. По оценкам агентства, на конец 2010 г. на продажу выставлялось:

– 90 промышленных предприятий на общую сумму 302 млн. USD;

– 117 предприятий сферы услуг (свадебные салоны, компьютерные центры, фитнес-клубы, игорные заведения) на общую сумму 23 млн. USD;

– 63 ресторана, кафе, клуба, бара общей стоимостью 11,7 млн. USD;

– 109 магазинов, павильонов, торговых площадей, складских помещений на общую сумму 11 млн. USD;

– 61 автопредприятие (автосалоны, автомастерские, СТО и автомойки) на общую сумму 8,3 млн. USD;

– 26 аптек, стоматологий, медицинских центров на общую сумму 900 тыс. USD;

– 76 парикмахерских;

– 9 строительных организаций;

– 9 предприятий транспорта;

– 10 туристических агентств;

– 2 сельскохозяйственных предприятия.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений