$

2.1204 руб.

2.4136 руб.

Р (100)

3.2021 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

ВЫХОД ТАМ, ГДЕ НАДЕЯЛИСЬ НА ВХОД

06.05.2011

Среди мер по реализации Программы деятельности Правительства Республики Беларусь на 2011–2015 гг. особое место занимает интеграция отечественной экономики в мировую, налаживание взаимовыгодного сотрудничества наших организаций с транснациональными корпорациями, включая их вхождение в эти корпорации. На практике это означает активизацию процессов слияний и поглощений (M&A) в Беларуси, ускорение создания здесь компаний с зарубежным капиталом или покупки иностранцами местных предприятий. Однако пока тенденции в этой сфере, к сожалению, идут вразрез с надеждами правительства на привлечение денег из-за рубежа.

Апрель, по мнению экспертов, стал «переломным» месяцем на рынке готового бизнеса. Иностранные инвесторы, в начале года дружно избавлявшиеся от активов в Беларуси, теперь уповают на девальвацию, которая снизит цены на белорусские предприятия в долларовом эквиваленте. «Тутэйшыя» бизнесмены по своему обыкновению затаились и пережидают кризисные времена. «ЭГ» анализирует развитие событий на рынке вместе с руководителем проекта «Vashafirma.by» Юрием ЭБЕРОМ.

— Что происходило на рынке готового бизнеса с начала 2011 г. и как изменилась ситуация в апреле?

— В начале 2011 г. иностранцы оживленно «сливали» свои активы в Беларуси. Почти все предприятия стоимостью от 3 млн. EUR, которые продавались, были зарубежными активами, принадлежавшими россиянам, немцам, полякам. К примеру, в одном из райцентров Минской области было выставлено на продажу предприятие, на 90% принадлежащее российским владельцам, которое сдано в эксплуатацию в ноябре 2010 г. Его стоимость — 5–7 млн. USD. Официальная причина — предприятие продавалось как непрофильный актив. Реальные же причины, по которым иностранцы избавлялись от него, — валютные проблемы и нежелание рисковать. Они просто хотели вывести свои активы из зоны «рискованного инвестирования».

И это вполне понятно. Мы работали с украинским инвестором, который планировал покупку предприятия в Беларуси. Он уже приобрел производственные площади, зарегистрировал юрлицо и…. «попал». Валюту купить невозможно, а следовательно, нельзя приобрести нужное оборудование.

В 2011 г. к нам обратились иностранные владельцы как минимум трех крупных предприятий с целью продать свои активы в Беларуси. Цена самого крупного из них — 55 млн. EUR, и оно, разумеется, из разряда «не в открытой продаже».

Что касается открытой продажи действующих предприятий через нашу фирму, то в марте предложение составило 70 средних и крупных предприятий, из них 13 — принадлежащие небелорусским владельцам, со стоимостью свыше 30 тыс. USD каждое.

— Как валютные перипетии апреля повлияли на спрос, предложение и цены?

— Посещаемость соответствующих сайтов и форумов в Интернете упала вдвое. Что касается мелкого бизнеса, то с рынка фактически «вымело» как продавцов, так и покупателей объектов стоимостью до 30 тыс. USD. Все они затаились в ожидании. Но при этом цены готовых бизнесов фактически не изменились. С одной стороны, на их понижение играет общая нестабильность ситуации, в которой потенциальные покупатели предпочитают складывать валюту «в чулок» и ждать. С другой — расчеты все равно в итоге производятся в белорусских безналичных рублях по официальному курсу. Это вынуждает продавца закладывать в цену разницу между курсом обменника и курсом валют на межбанковской бирже. Итогом стало неустойчивое равновесие, когда цены «застыли».

Следует отметить, что белорусских покупателей интересуют бизнесы стоимостью до 200 тыс. USD. Все, что дороже, — объект интереса только для инвесторов из-за рубежа.

Объем сделок по продаже крупного бизнеса не изменился. Более того, в последние дни наблюдаем определенный рост интереса польских, украинских и российский деловых кругов к белорусским предприятиям.

Россияне пытаются проникнуть, в первую очередь, в игорный и ресторанный бизнес. На втором месте — производство промышленного оборудования, трубопрокатные заводы, предприятия, которые работают на нефтехимическую отрасль.

Украинцы интересуются созданием совместных производств. Поляки рассчитывают вложить деньги в сельское хозяйство. Инвесторы из соседних стран активизировались, несомненно, в преддверии девальвации, которая снизит стоимость белорусских предприятий в долларовом эквиваленте. До этого времени зарубежные инвесторы работали «точечно», покупая конкретное предприятие под конкретные цели. Возможно, после девальвации что-то изменится.

— С иностранными учредителями мы разобрались. А по каким причинам продают свой бизнес белорусские владельцы?

— Главная и самая распространенная причина — финансовая несостоятельность или банкротство. По этой причине в Беларуси ликвидируется не менее 60% предприятий.

Далее идет отсутствие физической возможности вести дела: смерть владельца, проблемы со здоровьем, переезд в другую страну, потеря оборудования или права на аренду, выход владельца на пенсию. В маленьких городах к этому часто прибавляется моральная усталость от поборов, доведения показателей и прочего давления властей.

— И какие предприятия пользуются спросом у белорусских покупателей?

— С началом строительного сезона вырос спрос на предприятия по производству стройматериалов — растворо-бетонные узлы, производства пиломатериалов, окон и дверей. А вот спрос на предприятия сферы услуг стабильно падал и продолжает падать. Исключение составляет разве что игорный и ресторанный бизнес.

— Есть ли шансы продать убыточные госпредприятия?

— Не все из них убыточные, некоторые теоретически могли бы заинтересовать инвесторов. По моему прогнозу, рынок крупных предприятий ждет оживление. Однако многое тут зависит от системы оценки предприятий и действий местных властей. Еще 3–4 года назад украинский инвестор обратился по поводу приобретения завода по производству изделий из ПВХ в Бобруйске — одного из крупнейших в республике. Харьковский инвестор уже фактически принял решение, обучил свои кадры для работы на нем. Но потом власти решили, что предприятие надо акционировать и выставить на открытые торги. Инвестору отказали, предприятие оценили, выставили на торги — и по предложенной цене оно никого не заинтересовало. Дорога ложка к обеду…

— Реально ли вырастить в Беларуси национального инвестора, который «осилит» покупку крупных предприятий?

— Выходом может стать освоение рынка внутренних инвестиций, которого на данный момент практически не существует. Я имею в виду акционирование предприятий с открытой продажей акций. Однако для этого должны быть подготовлены ясные, прозрачные отчеты о финансовом положении эмитента по международным стандартам.

Своего рода лакмусовой бумажкой может стать продажа акций предприятий работникам. Она наверняка покажет, насколько перспективно предприятие и насколько работники верят в его будущее. Но боюсь, в Беларуси этот процесс не пойдет. Что может заставить слесаря Петрова выкупить акции своего завода, если отчетность госпредприятий на 50% непрозрачна? И сможет ли коллектив, у которого на руках всего 3–5% акций предприятия, проводить свои решения на совете акционеров? В нынешних условиях права миноритарных акционеров слабо защищены — и это препятствует акционированию.

Беседовала
Дарья КОСТЕНКО
 
СПРАВКА «ЭГ»

По данным агентства готового бизнеса «Ваша фирма», средняя стоимость выставляемых на продажу белорусских предприятий составляет примерно 200 тыс. USD. При этом 65% рынка — предприятия стоимостью от 50 тыс. USD; 12% — до 200 тыс. USD; 3% — свыше 1 млн. USD.

Приведенная структура не охватывает многочисленные ЧУП и ИП, чья стоимость составляет примерно 200–400 USD, а также предприятия, которые не находились в открытой продаже. По оценкам агентства, на конец 2010 г. на продажу выставлялось:

– 90 промышленных предприятий на общую сумму 302 млн. USD;

– 117 предприятий сферы услуг (свадебные салоны, компьютерные центры, фитнес-клубы, игорные заведения) на общую сумму 23 млн. USD;

– 63 ресторана, кафе, клуба, бара общей стоимостью 11,7 млн. USD;

– 109 магазинов, павильонов, торговых площадей, складских помещений на общую сумму 11 млн. USD;

– 61 автопредприятие (автосалоны, автомастерские, СТО и автомойки) на общую сумму 8,3 млн. USD;

– 26 аптек, стоматологий, медицинских центров на общую сумму 900 тыс. USD;

– 76 парикмахерских;

– 9 строительных организаций;

– 9 предприятий транспорта;

– 10 туристических агентств;

– 2 сельскохозяйственных предприятия.


Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях