$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

ВЭД

ВЫГОДУ В КАЧЕСТВЕ

24.09.2010

ОАО «Савушкин продукт» в январе–августе т.г. увеличило производство молочной продукции на 6,7% по отношению к аналогичному периоду 2009 г., сообщили «ЭГ» в администрации предприятия. В условиях заманчивых перспектив на внешних рынках приоритетным направлением в его деятельности остается ориентация на отечественного потребителя.

В реализуемой компанией продукции удельный вес экспорта составляет 42,7%. В 2010 г. его доля осталась на прошлогоднем уровне, уточнила заместитель генерального директора Елена Бабкина. При этом нынешнюю ситуацию на внешних рынках, в первую очередь на российском, топ-менеджер расценивает как исключительно благоприятную.

Из-за аномальной жары в РФ сократилось производства сырого молока — в 2010 г. переработчики недополучат его порядка 0,8–1 млн. т по сравнению с ожидавшимися объемами. С другой стороны, здесь наблюдается рост спроса на молоко, его потребление выросло с начала года на 13%. Поэтому России предстоит импортировать не менее 7 млн. т данного продукта, признают в Минсельхозе РФ.

Национальный союз производителей молока («Союзмолоко»), в частности, ходатайствует об увеличении поставок белорусской продукции, ежегодный объем которых в соответствии с договоренностями составляет 2,8 млн. т. «Хотя Беларусь постоянно расширяет географию экспорта, российский рынок остается приоритетным, и мы готовы добавить объемы поставок сюда как минимум на 20% в пересчете на молоко в этом году», — заявила на днях первый заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия нашей страны Надежда Котковец.

Что любопытно, сами отечественные поставщики особой нужды в содействии экспорту со стороны чиновников не испытывают. В отсутствие противодействия со стороны Роспотребнадзора и Россельхознадзора они легко справляются с этой задачей. «Савушкин продукт», например, ориентирован в первую очередь на потребителей Москвы и Московской области. Расположенные здесь два представительства белорусской компании проблем с ее реализацией не имеют, отметила Е.Бабкина. Кое-что перепадает другим регионам, однако из-за ограниченности экспортных ресурсов брестское предприятие не стремится создавать в них постоянно действующую товаропроводящую сеть.

Кстати, брестчанам в прошлом году, как и многим другим белорусским предприятиям, не удалось избежать карательных мер надзорного ведомства Геннадия Онищенко, поэтому в срочном порядке пришлось диверсифицировать экспорт. Итогом стало более активное присутствие в Украине и Молдове, а также знакомство с рынками Казахстана, Таджикистана, Азербайджана, некоторых арабских стран и даже Китая. Начало функционирования Таможенного союза упростило порядок поставок казахстанским потребителям, однако большое расстояние не позволяет поставлять туда молочную продукцию с коротким сроком хранения.

И все же, несмотря на хорошие деньги, которые приносит экспорт, деятельность ОАО ориентирована прежде всего на внутренний рынок, где его доля составляет около 12%. Правда, в нынешнем году условия работы здесь вряд ли могут радовать. Во-первых, с целью поддержки животноводческой отрасли Минэкономики несколько раз поднимало цены на молочное сырье, которое в результате подорожало на 30%. Во-вторых, в этом году продолжали расти тарифы для субъектов хозяйствования на электроэнергию и воду. В то же время стоимость сыров, сметаны, масла, йогуртов и прочего продовольствия брестского ОАО, по словам Е.Бабкиной, выросла для отечественных потребителей лишь на 7%.

Чтобы удержать положительную рентабельность хотя бы на минимальном уровне, в компании взят курс на максимальное сокращение себестоимости продукции. Каждый свободный рубль она вкладывает в модернизацию производственных фондов. В переоснащение, например, пинского филиала вложено 37 млрд. Br.

Самым современным оборудованием оснащена лаборатория по проверке качества, позволяющее характеризовать продукцию по 50 биометрическим параметрам. Поэтому сырью с антибиотиками, например, которые россияне использовали в качестве предлога для «молочных войн», путь в цеха «Савушкина продукта» сегодня заказан, утверждает замгендиректора. Жесткие требования к качеству вызвали активное техперевооружение молочнотоварных ферм Брестской области, поставляющих свою продукцию ОАО.

Кстати, инспекторы ЕС, изучавшие в этом году состояние санитарной культуры в нашей молочной отрасли, позитивно оценили положение дел в брестском регионе. Даже к фермам как самому уязвимому звену в этой культуре у иностранцев практически не было претензий. Однако заветный еврономер, дающий право на экспорт продукции в ЕС, пока «Савушкиным продуктом» не получен. Проблема вышла на уровень общих взаимоотношений Беларуси и Евросоюза, в т.ч. в части соответствия законодательств в данной сфере.

Впрочем, постановлением Совмина от 25.03.2010 № 431 утвержден технический регламент Республики Беларусь «Молоко и молочная продукция. Безопасность» (ТР 2010/018/BY), который вступит в силу уже с 1.01.2011 г. Он разработан на основе законодательства ЕС и РФ в области обеспечения безопасности пищевых продуктов и устанавливает обязательные для выполнения требования к молоку и молочной продукции, процессам их производства, хранения, перевозки, реализации, к упаковке и маркировке, а также правила размещения на рынке, ответственность и государственный надзор.

Как полагают в правительстве, документ побудит Брюссель сделать встречный шаг в вопросе допуска белорусского экспорта. Поэтому и в Бресте надеются, что молочный ручеек из «Савушкина продукта» потечет на европейский рынок уже в следующем году.

Михал СТЕЛЬМАК