Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №23(2717) от 26.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2545
EUR:
3.5239
RUB:
3.5097
Золото:
228.08
Серебро:
2.6
Платина:
94.8
Палладий:
105.16
Назад
АПК
18.06.2010 5 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ВЫЕДЕННОЕ ЯЙЦО ЭКСПОРТНОЕ И ЗОЛОТОЕ

К 2015 г. производство яиц в общественном секторе должно достигнуть 3,2 млрд. штук. Такое задание предусмотрено проектом новой программы развития птицеводческой отрасли на ближайшую пятилетку, сообщили «ЭГ» в РО «Белптицепром».

К 2015 г. производство яиц в общественном секторе должно достигнуть 3,2 млрд. штук. Такое задание предусмотрено проектом новой программы развития птицеводческой отрасли на ближайшую пятилетку, сообщили «ЭГ» в РО «Белптицепром».

Рост объемов производства планируется на уровне 30%, уточнил начальник отдела торговли, промышленной переработки и внешнеэкономических связей РО Михаил Рябушко. Задача, как полагают в отрасли, реалистичная, о чем свидетельствуют результаты выполнения предыдущей программы 2006–2010 гг. (утв. постановлением Совмина от 31.03.2006 № 444). Ею предусматривается в завершающем году выйти на 2,2 млрд. яиц, чего отрасль достигла еще в 2009 г.

Позитивная динамика наблюдается и сегодня. В январе–мае куры в сельхозорганизациях снесли почти 1 млрд. яиц, что на 4,1% больше, чем год назад. С учетом же домашних хозяйств получается 1,49 млрд. штук.

То есть на каждого жителя Беларуси приходится примерно 300 яиц в год. Это превышает установленную медиками минимальную среднедушевую норму — порядка 240–260. Заметим, во многих прежде всего экономически развитых странах уровень их потребления выше. Например, в Японии и Чехии — 320 штук. Росту популярности этого вида продукции способствует и то, что она является самым дешевым источником натурального белка животного происхождения.

Напомним, что одно куриное яйцо удовлетворяет суточную потребность взрослого человека в белке на 10%, жире — на 7%, фосфолипидах — более чем на 50%, в витаминах — на 5–100%, йоде — на 15–20%, цинке и меди — на 8–10%, селене — на 50%.

В настоящее время в мире заметен сдвиг от потребления яиц в скорлупе к производству разнообразных яйцепродуктов. Его перерабатывают на жидкие (меланж, белок, желток) и сухие (желток, белок) яичные продукты. Они нужны многим предприятиям пищевой промышленности — кондитерской, хлебопекарной, мясоперерабатывающей…

В нашей стране переработка охватывает около 12% валового производства яиц. Недавно «Белптицепром» провел мониторинг потребности в жидких и сухих яичных продуктах на белорусском рынке. По словам М.Рябушко, требуется переработка 250–270 млн. яиц. Данный показатель достаточно скромен на фоне экономически развитых стран. Для сравнения в Японии, например, перерабатывается порядка 40% яиц местных несушек, в США — 35%. Причем сухие и жидкие яйцепродукты реализуются как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

В Беларуси к 2015 г. уровень переработки исходя из внутреннего спроса планируется довести лишь до 15%. Поэтому большой активности по модернизации и наращиванию перерабатывающих мощностей предприятия птицеводческой отрасли не проявляют. В прошлом году, например, новые технологические линии были установлены на двух птицефабриках — Барановичской и Оршанской.

В 2010 г. реконструкцию перерабатывающего цеха проведет Гомельская птицефабрика. Мощность нового оборудования позволит предприятию перерабатывать до 120 тыс. яиц в смену. Стоимость проекта оценивается в 1,4 млн. EUR, финансироваться он будет за счет собственных и кредитных ресурсов фабрики. С вводом здесь нового оборудования суммарные мощности предприятий по переработке яиц возрастут до 550–600 тыс. штук в смену, уточнил М.Рябушко.

Снижение сроков окупаемости затрат, скорее всего, потребует от наших птицефабрик освоения внешних рынков. В «Белптицепроме» это направление считают перспективным. В 2009 г. отечественные птицефабрики поставили на экспорт около 490 млн. штук яиц и заработали на этом 33 млн. USD. География поставок включает Украину, Молдову, Казахстан, Армению.

Впрочем, основным потребителем белорусского яйца является Россия — здесь реализовано около 90% экспортной продукции. С этой страной в первую очередь связывают свои надежды и производители яйцепродуктов. Например, в 2009 г. в РФ было переработано лишь 6% произведенных яиц. Только 10% предприятий оснащены здесь импортным оборудованием, что позволяет им производить жидкие и сухие яичные продукты в широком ассортименте гарантированного качества и безопасности. Поэтому российский пищепром из-за нехватки качественных местных аналогов вынужден в большом количестве импортировать яичные ингредиенты из-за рубежа.

Иван МИХАЛЕВИЧ

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by