$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

ВЫДЕРЖИТ ЛИ ВТО БЕЛОРУССКАЯ ЭКОНОМИКА©

28.02.2012

До полноправного членства России во Всемирной торговой организации (ВТО) остались считанные месяцы. Это событие произойдет в случае ратификации Государственной думой пакета документов о вступлении в ВТО не позднее 23.07.2012 г. Какое влияние окажет изменение международного статуса нашего стратегического внешнеэкономического партнера на экономику Беларуси? Какой должна быть наша интеграционная политика в рамках ТС и ЕЭП, а также в переговорах по присоединению к ВТО?

Сергей КРИЧЕВСКИЙ, декан Высшей школы управления и бизнеса БГЭУ

Вступление России в ВТО скажется на экономике Беларуси не сразу. Скорее, это будет постепенный процесс, усиливающий свое влияние по определенным позициям Единого таможенного тарифа Таможенного союза (ЕТТС), чувствительным для нашей экономики, по мере завершения установленного для России переходного периода. Гораздо большую потенциальную опасность для нас представляют последствия соответствующей трансформации ЕЭП. Взаимодействие правил ВТО и положений ЕЭП, регламентирующих возможности защиты национального рынка, может привести к ужесточению конкурентной борьбы как в России, так и в Беларуси. При этом могут возникнуть совершенно неожиданные варианты проникновения товаров стран — членов ВТО через Россию на различные сегменты национального рынка.

Эффективность внешнеэкономической политики Беларуси будет во многом определяться успехом переговорного процесса о присоединении нашей страны к ВТО, а также результативностью лоббирования интересов национальной экономики в рамках ТС и ЕЭП, трансформирующихся под влиянием членства России к ВТО.

В краткосрочной перспективе наибольшее влияние могут оказать изменения в области таможенно-тарифного регулирования. Ставки ЕТТС в соответствии с Договором о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы будут установлены на уровне, не превышающем российские тарифные обязательства перед ВТО. Это приведет к постепенному (переходные периоды от 1 до 7 лет) снижению уровня тарифной защиты в среднем на 2–3 пункта.

При этом, как показал анализ МИД Беларуси, в отношении более 1000 позиций ЕТТС российские обязательства перед ВТО оказались существенно (на 7–15%) ниже ставок ЕТТС. Из них более 50 позиций являются чувствительными для Беларуси, в т.ч. молоко и сливки в твердом виде, некоторые краски и лаки, мыло, моющие и чистящие вещества, спички, плиты ДСП и ДВП, окна и двери деревянные, газетная бумага, бумага и картон гофрированные, посуда столовая и кухонная, холодильные витрины, телефонные аппараты, передающая аппаратура, телевизоры, новые седельные тягачи низкого экологического класса, самосвалы, предназначенные для эксплуатации в условиях бездорожья, шприцы, сборные строительные конструкции из древесины.

Еще по 1500 позиций российские тарифные обязательства перед ВТО ощутимо ниже действующих ставок ЕТТС (на 4–6,5%). Из них более 160 позиций чувствительны для Беларуси (в частности, хлопья и гранулы картофельные, вата и марля, фанера, скатерти и салфетки бумажные, некоторые синтетические нити, различные ткани и текстильные изделия, стекловолокно, стиральные машины, печи микроволновые, антенны и передающая аппаратура, дуговые и прочие лампы, некоторые типы полуприцепов, мебель деревянная).

Однако в целом итоговый средний уровень тарифной защиты, согласованный Россией с ВТО, совместим с экономическими интересами Беларуси, поскольку наша страна приняла подавляющее число тарифных линий при формировании ЕТТС на уровне российских ставок. Поэтому в краткосрочной перспективе экспертами МИД прогнозируются лишь некоторые негативные последствия, которые могут возникнуть для отдельных отечественных предприятий и категорий товаров, иностранные аналоги которых будут допускаться в ТС на более либеральных, чем сейчас, условиях.

Вместе с тем в долгосрочной перспективе либерализация ЕЭП на условиях присоединения РФ к ВТО может привести к негативным последствиям системного характера. Так, потери национальных производителей, не готовых к свободной конкуренции, в условиях, не учитывающих сложившиеся особенности регулирования и инвестирования экономики Беларуси, могут стать причиной их банкротства. Ущерб в первую очередь понесут именно высокотехнологичные отрасли, составляющие перспективный потенциал конкурентоспособности экономики РБ.

В результате, как свидетельствует опыт сопредельных стран, входивших в СССР и уже присоединившихся к ВТО, начнется процесс замещения предприятий таких отраслей экологически опасными и основанными на дешевом труде производствами или технологиями по первичной переработке локальных сырьевых ресурсов.

Таким образом, вместо обретения Беларусью выгодного места в международном разделении труда может произойти откат ее экономики к более низким технологическим укладам, сопровождающийся деградацией научных и образовательных институтов.

Чтобы избежать развития событий по подобному сценарию, необходима скорейшая систематизация усилий всех органов госуправления Беларуси, а также организация научного сопровождения их деятельности. Настоятельная необходимость действий в указанных направлениях вызвана следующими причинами.

1. Обострением борьбы по лоббированию интересов Беларуси в рамках ЕЭП, что обусловлено введением с 1.01.2012 г. 17 соглашений по созданию этого интеграционного объединения России, Казахстана и Беларуси. По сути они делегируют ряд важнейших функций по регламентации вопросов господдержки отечественных производителей, регулирования услуг, деятельности естественных монополий и др. на наднациональный уровень. Беларуси уже пришлось активно добиваться введения переходных периодов по господдержке сельского хозяйства (7 лет) и обязательной продажи валютной выручки (5 лет). Очевидно, что и в дальнейшем, после присоединения РФ, а затем и Казахстана к ВТО, борьба Беларуси за лоббирование своих интересов в рамках ЕЭП только усилится.

2. Отсутствием современной информационно-аналитической базы, пригодной для разработки обоснованных сценариев тактических действий и стратегии поведения Беларуси, в рамках ЕЭП. Последние системные исследования социально-экономических последствий вступления нашей страны в ВТО были проведены Институтом экономики НАН Беларуси 8 лет назад и уже устарели. Очевидно, что в нынешней, динамично меняющейся внешнеэкономической ситуации, необходима организация комплексного, целевого изучения влияния интеграционных процессов ТС, ЕЭП и ВТО на национальную экономику РБ. Это исследование должно включать:

– анализ условий функционирования экономики Беларуси в составе ТС, ЕЭП, ВТО и обоснование сценариев соответствующей переговорной политики;

– оценку экономических последствий от присоединения России к ВТО;

– обоснование мер по диверсификации экспорта РБ, улучшению институциональной среды, для развития внешней торговли.

Оптимально организовать предлагаемую исследовательскую работу можно, по мнению автора, в рамках разработки целевой программы мер по развитию экспортного потенциала и обеспечению вступления Беларуси в ВТО. Эффективные результаты могут быть достигнуты лишь при условии проведения аналитической работы в ближайшие сроки (3–6 мес.), т.е. до момента ратификации РФ документов о присоединении к ВТО. Важным подспорьем здесь, несомненно, должны стать консультационно-экспертное содействие и техническая помощь, которые Россия обязалась предоставить Беларуси в ее переговорах с ВТО в рамках Меморандума ЕЭК от 19.12.2011 г.

Только при условии своевременной разработки указанной целевой программы, реализации соответствующих мероприятий, внесения необходимых изменений в Национальную программу развития экспорта Республики Беларусь на 2011–2015 гг. отрицательные последствия присоединения РФ к ВТО для экономики Беларуси могут быть сведены к минимуму, а потенциальные выгоды от международной интеграции использованы по максимуму.


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях