$

2.0884 руб.

2.4436 руб.

Р (100)

3.1453 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

ВВП подрос

24.06.2008

С начала года на промышленных предприятиях соотношение запасов готовой продукции к среднемесячному объему производства увеличилось и составило 52,6%. На 1 июня стоимость нереализованных товаров белорусских предприятий-производителей достигла 4,2 трлн. Br. Как отмечают некоторые эксперты, такой уровень запасов серьезно вымывает оборотные средства предприятий, сохраняя их неплатежеспособность и повышенную чувствительность к возможному удорожанию энергоресурсов.

Стоит признать, что в январе-мае «тягловая лошадка» белорусской экономики чаще ехала не на рынок, а на склад. В результате в сравнении с январем доля запасов увеличилась. По данным Министерства статистики и анализа, наиболее сложная ситуация в легкой промышленности, где скопилось продукции на сумму 424 млрд. Br, или 155,6% к среднемесячному объему производства. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года легпром ухудшил показатель на 9%. В абсолютных значениях максимальные накопления готовой продукции у предприятий машиностроения и металлообработки — более 1,7 трлн. Br, или 83,9% к среднемесячному производству. Запасы пищевой промышленности составили 912 млрд. Br, или 77%, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности — 225,4 млрд. Br, или 75%.

По отдельным видам продукции запасы превысили среднемесячный объем производства в несколько раз: шерстяные ткани — в 4,4 раза, льняные — 5,3, сахар-песок — 6,4, бытовые часы — в 30 раз. Очевидно, не в полной мере пока потребители оценили старания правительства по модернизации предприятий, специализирующихся на производстве плодоовощных консервов. По данной продукции припасы на складах почти в 3 раза превышают среднемесячное производство. Кроме того, за год существенно увеличилось количество непроданных мотоциклов — более чем в 2 раза до 1113 шт., автоматических стиральных машин — почти вдвое до 51,6 тыс. шт., клееной фанеры — в 4,6 раза, картона и обоев — в 1,5 раза.

Справедливости ради стоит отметить, что несмотря на рост складских запасов в сравнении с январем, в этом году ситуация лучше, чем в предыдущем. В 2007 г. пик пришелся на апрель, когда доля готовой нереализованной продукции достигла 65,6%, до августа показатель стабильно снижался и достиг 54,9%. Далее последовал всплеск до 57,5% в ноябре и падение до 53% в декабре. Минимальное значение пришлось на начало 2008 г. — 50,2%, однако уже в феврале отношение запасов к среднемесячному объему производства вновь подросло на 2,5% и с тех пор держится приблизительно на одинаковом уровне.

Напомним, постановлением Совмина от 29.02.2008 № 310 определено задание по снижению запасов продукции на 2008 г. для различных министерств и ведомств. Контрольные цифры доведены поквартально. По результатам 5 месяцев наибольший отрыв от задания на первое полугодие у предприятий концерна «Беллегпром»: при плановом 128% за январь-май фактически сложилось 162,6%. С заданием рискуют не справиться также Белбиофарм: план — 120%, фактически — 134%; Белгоспищепром: план — 160%, фактически — 169,3%.

Отметим также, что в соответствии с заданием на 2008 г. в целом по промышленности запасы не должны превысить 63% за полугодие и 57,5% за год. Таким образом, уже сейчас план выдерживается (напомним, по результатам 5 месяцев показатель 52,6%).

Более того, с учетом опережающего выполнения задания ряд министерств могут себе позволить загрузить склады дополнительным объемом продукции.

Как заявляют некоторые эксперты, доведенный план запасов, который сейчас составляет более половины произведенной продукции, недопустимо велик для отечественной экономики. Некоторое улучшение ситуации в сравнении с 2007 г. не решает основной проблемы белорусской промышленности — замораживание оборотных средств. Корень проблемы неизменен: в условиях сохраняющейся командно-административной системы руководство предприятий вынуждено «давать вал» порой без учета сезонного спроса, колебаний на рынках, ценовой конъюнктуры и пр. Ориентация директоров на то, чтобы произвести, а не продать приводит к ситуации, когда на предприятиях не уделяют должного внимания современным логистическим и маркетинговым принципам. Как следствие — многие из них по-прежнему неплатежеспособны и существуют только благодаря дотациям со стороны государства.

Александр ГЕРАСИМЕНКО


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях