$

2.1472 руб.

2.4250 руб.

Р (100)

3.1620 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Факты, комментарии

Вузы ориентируют на реальный сектор

25.09.2007

В то время как правительство надеется с принятием Кодекса об образовании решить две важные, на его взгляд, задачи — сделать образование качественным и доступным — рынок труда бьет тревогу. Стране остро не хватает одних специалистов при одновременном переизбытке других.

Во время недавнего обсуждения проекта Кодекса об образовании члены правительства высказали свои пожелания ко всей отрасли в целом. Так, по мнению вице-премьера Александра Косинца, белорусская высшая школа должна быть «более ориентированной» на реальный сектор экономики, а вся система образования страны развиваться по инновационному пути. «Фактически необходима национальная программа инновационного образования, где были бы заложены все аспекты, связанные с укреплением материально-технической базы, инфраструктуры, с управлением системой и контролем качества знаний», — сказал он.

Особенностью белорусского рынка труда является то, что 85% всех свободных вакансий — это рабочие специальности. В то время как удельный вес людей с высшим образованием в Беларуси является одним из самых высоких в Европе, просто катастрофическая ситуация складывается в строительной сфере. Спрос на специалистов строительных специальностей намного превышает предложение. Так, на 1.06.2007 на 1976 заявленных нанимателями вакансий на должность каменщика было всего 300 человек безработных этой профессии. Требуются стране также 1080 плотников (при этом незанятых специалистов — 309), 782 токаря (164), 1063 штукатура (313), 1249 электромонтеров (275), 955 электрогазосварщиков (253). Из специалистов с высшим образованием ощущается нехватка врачей (на 923 вакансий 19 безработных) и инженеров-программистов (на 146 свободных мест — 17 желающих).

Одновременно наблюдается явный переизбыток юристов (на 46 вакансий 306 безработных), экономистов (соответственно 176 и 655), бухгалтеров (338 и 830), преподавателей (11 и 106).

По мнению пресс-секретаря Минтруда Галины Трофименко, Министерству образования следует более внимательно относиться к набору специалистов, лучше реагировать на потребности рынка. «С нами ничего не согласовывается, нас ставят уже перед фактом. И вот попробуй трудоустрой всех, кто пришел к нам на рынок, создай им рабочие места», — сетует она.

В то время как именно «оптимизация системы подготовки кадров» должна ликвидировать диспропорцию на рынке труда, необходимо значительно сократить набор студентов в вузы по специальностям «юрист», «экономист», «бухгалтер» и «педагог». При этом увеличить по специальностям «таможенное дело», «коммерческая деятельность», «промышленное и гражданское строительство», «электронно-вычислительные средства», «архитектура», «государственное управление», «экономическая кибернетика», «социальная педагогика», «практическая психология», «управленческая деятельность». Такое мнение высказала директор департамента контроля качества образования Минобразования Валерия Овсянникова, говоря об итогах очередной вступительной кампании.

Как сообщили «ЭГ» в отделе среднего специального образования профильного ведомства, с принятием в 2006 г. плана оптимизации подготовки кадров (совместного Минобразования и Минэкономики) набор в ссузы идет в соответствии с «заявленной потребностью», т. е. на основе поступивших заявок от предприятий и организаций. Набор на какую-либо специальность проводится только в том случае, если выдержана установленная норма: 90% распределения по данной специальности за предыдущий год и на 80% подтверждение потребности от предприятий на год текущий. До прошлого года такого жесткого регулирования не было, рассказывает специалист Минобразования Людмила Голубкова: «Мы тоже учитывали заявки, но объем набора формировался исходя из пожеланий учебного заведения — наличия базы, кадров и т. д.».

Несмотря на то что набор на рабочие специальности в стране не увеличивается, предприятия получают необходимое количество этих работников, уверяют в Минобразования. Дело в том, что помимо ПТУ в рамках каждой специальности рабочих готовят и техникумы. Выпускники последних в зависимости от запросов предприятий направляются к ним на работу то ли в качестве специалистов, то ли рабочих. При этом в Министерстве недоумевают по поводу образовавшегося дефицита рабочих строительных специальностей. За последние 10 лет, утверждают там, выпуск их ссузами республики увеличился в 3,3 раза, «а вот где кадры «оседают» потом — это уже строительная отрасль должна проанализировать».

В настоящее время в 43 государственных и 10 частных вузах республики идет подготовка по 360 специальностям. Общее число обучающихся за последние 10 лет выросло более чем в два раза и составляет свыше 363 тыс. студентов на всех формах обучения. Преподавательский состав на начало прошлого учебного года был равен 21 066 человек. Из них 1254 доктора наук, 7837 кандидатов наук, 1179 профессоров и 5954 доцента.

Всего в прошлом году в вузы было зачислено 86 614 абитуриентов, ссузы — 42 829, техникумы — 53 500 (в 2005-м соответственно 90 549, 50 881 и 53 700).

По данным статистики, больше всего на рынок труда в 2006 г. вузами республики было выпущено молодых специалистов с экономическим образованием — 16 449 человек (для сравнения, в 2005-м — 12 917). Чуть меньше, но тоже немало педагогов — 10 145 (9515), «технарей» — 9189 (8779), юристов — 5481 (4601), аграриев — 3114 (3074), врачей — 1868 (1619).

Много появилось и специалистов со средним специальным техническим образованием — 12 245 (11 755 в 2005-м), экономическим — 9509 (10 595), юридическим — 2193 (2440). Медиков прибавилось на 2164 человек (4899), строителей — 1983 (2101). В полку работников сельского хозяйства прибыло 5869 человек в прошлом году и 5909 в позапрошлом, преподавателей стало больше на 125 человек (271 в 2005 г.).

Инесса ГЕРМАНЧУК