Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №23(2717) от 26.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2545
EUR:
3.5239
RUB:
3.5097
Золото:
228.08
Серебро:
2.6
Платина:
94.8
Палладий:
105.16
Назад
Факты, комментарии
17.06.2011 10 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ВТОРОЙ ШАНС ОБМЕНЯТЬ РЕФОРМЫ НА ДЕНЬГИ

Миссия Международного валютного фонда, работавшая в нашей стране 1–13 июня, представила правительству и Нацбанку рекомендации по выходу из кризиса и предложила согласовать перечень структурных реформ в области экономической политики до начала новой программы поддержки. Об этом сообщил глава миссии МВФ Кристофер ДЖАРВИС на пресс-конференции в Минске.

Миссия Международного валютного фонда, работавшая в нашей стране 1–13 июня, представила правительству и Нацбанку рекомендации по выходу из кризиса и предложила согласовать перечень структурных реформ в области экономической политики до начала новой программы поддержки. Об этом сообщил глава миссии МВФ Кристофер ДЖАРВИС на пресс-конференции в Минске.

Г-н К.Джарвис пояснил, что поскольку истоки кризиса лежат в увеличении объемов кредитования и оплаты труда до уровня, который белорусская экономика не могла больше себе позволить, то решение проблем следует искать там, где они возникли. Прежде всего придется ограничить денежную и кредитную эмиссию, сократить объемы кредитования госпрограмм, повысить процентные ставки до уровня, превышающего инфляцию. Кроме того, Минфину рекомендовано обеспечить бездефицитный бюджет и не допускать повышения зарплат в экономике в этом году. «Нужно дать указания госпредприятиям воздержаться от повышения зарплаты работникам. Мы знаем, что цены растут и в этих условиях жить сложно, но даже незначительное повышение зарплат приведет лишь к дальнейшему падению обменного курса рубля и очередному витку цен», — откровенно предупредил К.Джарвис.

СОТРУДНИКИ миссии получили довольно полное представление о текущей ситуации в Беларуси, в т.ч. детальное — о механизмах валютного рынка. Увиденное их не слишком обрадовало. «Валютный рынок сейчас не работает. Сделки купли-продажи валюты заключаются по курсу, который сильно отличается от официального, и это происходит в очень непрозрачной форме. Не исключено, что существует несколько обменных курсов, это приводит к всевозможным перекосам. При этом ни правительство, ни Нацбанк не имеют представления о том, какой уровень считать реальным рыночным обменным курсом. Это осложняет работу по выработке правильной экономической политики, поскольку обменный курс является важным показателем. В этой связи мы рекомендуем перейти к «плавающему» обменному курсу, который будет устанавливаться под воздействием рыночных сил и, следовательно, будет происходить свободное формирование курса на межбанковском рынке и рынке наличной валюты», — рассказал глава миссии.

По его словам, преимущество «плавающего» обменного курса в том, что все контрагенты знают, чему он равняется, когда определяется на основе спроса и предложения. «Это облегчит доступ к покупке иностранной валюты. Соответственно, правительству и Нацбанку будет легче оценивать, насколько правильную экономическую политику они проводят. Мы не делаем прогнозов относительно уровня обменного курса, но считаем, что в случае перехода на «плавающий» обменный курс он все-таки стабилизируется и первоначально будет двигаться в ограниченном диапазоне».

Нацбанк поступил совершенно правильно, когда в марте прекратил интервенции на валютном рынке, считает К.Джарвис. По его мнению, было бы ошибкой возобновить интервенции в значительном объеме в поддержку какого-то определенного уровня обменного курса. «В условиях «плавающего» валютного курса мы не исключаем небольших интервенций со стороны Нацбанка, чтобы сглаживать значительные колебания в течение одного торгового дня», — добавил эксперт.

Глава миссии подчеркнул, что Фонд предлагает комплекс мер, который сработает лишь в случае, если они будут реализованы все вместе. Так, плавающий обменный курс пойдет на пользу, только если одновременно с его введением ужесточить денежно-кредитную и бюджетную политику, повысить процентные ставки. Тогда в Беларуси можно ожидать стабилизации обменного курса, снижения инфляции, сокращения дефицита счета текущих операций.

Антикризисные меры экономической политики властей эксперт Фонда оценил дипломатично. «Мы с удовлетворением восприняли ряд экономических мер, реализованных правительством и Нацбанком: государство успешно справляется с сокращением расходов госбюджета, с сокращением кредитования госпрограмм. Мы приветствуем планы поддержки безработных и малоимущих. А также ряд шагов, принятых Национальным банком. В частности — решение повысить базовые процентные ставки, прекратить предоставлять коммерческим банкам дешевые ресурсы для кредитования госпрограмм. Но для того чтобы добиться макроэкономической стабильности, правительству и Нацбанку следует пойти на большее», — убежден К.Джарвис.

ОН ПОДТВЕРДИЛ, что стороны вступили в переговоры о новой программе кредитной поддержки со стороны МВФ. Она, как полагает глава миссии, скорее всего, будет долгосрочной, примерно на 3 года, предусматривающей обширный перечень структурных преобразований. Так, в банковской сфере необходимо будет обеспечить формирование эффективно работающего Банка развития, на который ляжет нагрузка предоставления новых кредитов в рамках госпрограмм, которые сегодня по субсидируемым ставкам предоставляются коммерческим банкам. Заметим, что у правительства страны несколько иные виды на эту структуру. В плане действий по обеспечению сбалансированного развития экономики в условиях изменения официального курса белорусского рубля, утв. постановлением Совмина от 25.05.2011 № 662, в числе мер по наращиванию экспорта значится подготовка предложений по расширению функций Банка развития в части экспортно-импортного кредитования. Кстати, этот план также предусматривает периодический перерасчет размеров трудовых и социальных пенсий и обеспечение источниками финансирования расходов на индексацию зарплаты работников бюджетной сферы, пособий и стипендий. Будет ли этот источник безэмиссионным, и как отразятся названные антикризисные меры на бюджете, еще предстоит узнать. К тому же власти призывают и коммерческие организации повышать зарплаты, чтобы компенсировать работникам хотя бы отчасти рост цен. Поскольку бюджет тут не поможет, предприятиям предлагают изыскать внутренние резервы — наращивать экспорт и снижать издержки. Однако в заявлении миссии МВФ, распространенном 13 июня, подчеркивается, что повышение зарплат приведет лишь к новому витку «порочной» инфляционной спирали.

ПЕРСПЕКТИВЫ приватизации МВФ увязывает с работой Агентства по приватизации и инвестициям, которое должно добиться эффективной приватизации с максимальной отдачей для страны.

«Реформа предприятий — отдельная тема в переговорах. В отношении белорусских предприятий действует слишком большой перечень контрольных или плановых показателей, которые иногда противоречат друг другу, мы бы хотели, чтобы у предприятий была большая свобода действий и стимулов, чтобы работать рентабельно и прибыльно», — отметит К.Джарвис.

Он подчеркнул, что МВФ не выдвигает политических условий при предоставлении кредитов. Речь идет о подготовке наилучшей экономической программы, которая будет представлена на утверждение исполнительного совета Фонда. При этом в Беларуси «государство должно объяснить населению, что оно будет делать и как. Озвученные рекомендации экономической политики, нельзя назвать согласованными мерами, с которыми согласилась Беларусь», — подытожил глава миссии Фонда.

Таким образом, получение стабилизационного кредита МВФ, запрошенного 31 мая правительством и Нацбанком, — дело долгое и непростое, требующее длительных переговоров. Между тем, время не ждет. Проблема привлечения внешних ресурсов в страну обострилась после того, как в марте иностранные банки стали закрывать лимиты на Беларусь, ограничивая действие кредитных линий. Отечественным предприятиям приходится надеяться в реализации уже начатых инвестпроектов исключительно на собственные ресурсы.

Аналитики отмечают, что в переговорах с МВФ белорусской стороне труднее всего будет договориться об ограничении кредитной эмиссии. Кроме того, любые кредиты — как из Антикризисного фонда ЕврАзЭС, так и от МВФ, повлекут увеличение внешнего долга республики, что в перспективе также отразится на суверенном рейтинге страны.

В целом условия предоставления кредита МВФ не сильно отличаются от требований Евразийского банка развития, являющегося распорядителем средств фонда ЕврАзС. К тому же, поскольку Россия является достаточно крупным донором МВФ, то при вынесении решения, ее позиция также будет принят во внимание. Пока договоренности с МВФ не достигнуты, руководство Беларуси пытается найти иные источники. Один из них — приватизация. Например, если переговоры о продаже акций ОАО «Беларуськалий» увенчаются успехом, то полученные средства позволят отсрочить проведение реформ и стабилизировать ситуацию на валютном рынке примерно на год. Однако затем придется снова искать деньги или все-таки приступать к структурным реформам.

Оксана КУЗНЕЦОВА

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by