$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

Второй раунд регулирования:©

03.02.2015

против курса нет приема

Минторг и Минэкономики письмом от 30.01.2015 № 03-20/152к и № 12-01-11/860 пояснили, что при соблюдении юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями приведенных ниже рекомендуемых правил формирования (определения) цен к данным субъектам не будут применяться меры ответственности, предусмотренные постановлением Совмина от 19.12.2014 № 1207. Далее в письме приведены новые рекомендуемые правила формирования (определения) цен.

1. Рекомендуемые правила формирования (определения) цен распространяются на юридические лица и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность по производству и (или) продаже (поставке) товаров на территории Республики Беларусь, в т.ч. резидентов СЭЗ, юридические лица и индивидуальных предпринимателей, включенных в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках. При этом рекомендуемые правила формирования (определения) цен не распространяются на формирование тарифов на услуги юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, включенных в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках и заключивших Соглашения с антимонопольным органом.

2. Формирование цен на лекарственные средства, изделия медицинского назначения, медицинскую технику в сфере обращения (оптовом и розничном звеньях) осуществляется в соответствии с нормами Указа Президента от 11.08.2005 № 366 «О формировании цен на лекарственные средства, изделия медицинского назначения и медицинскую технику».

3. Повышение отпускных цен (тарифов) производителями допускается только на величину изменения стоимости:

– импортных сырья и материалов, комплектующих, тары и упаковки, происходящих из третьих стран (стран, не входящих в Евразийский экономический союз) и поступивших после 18.12.2014 г., с учетом их доли в отпускной цене. При этом увеличение цен на сырье и материалы, комплектующие, тару и упаковку отечественного происхождения, а также происходящие из стран Евразийского экономического союза не допускается;

– энергоносителей, топлива, в т.ч. нефтепродуктов.

При этом плановый уровень рентабельности не может превышать фактически сложившийся уровень по организации за январь–сентябрь 2014 г. по данному виду деятельности.

4. На импортируемые товары, поступившие после 18.12.2014 г., допускается увеличение отпускной цены (на момент ее формирования) не более чем на процент изменения курса белорусского рубля к валюте договора по сравнению с 18.12.2014 г. При этом рентабельность продаж по конечному финансовому результату не может превышать 3% в целом по организации.

5. При формировании цен юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими оптовую и розничную торговлю, допускается применение торговых (оптовых) надбавок по конкретным видам товаров в размерах, не превышающих уровень по состоянию на (до) 18.12.2014 г. (без учета проводимых в декабре 2014 г. акционных мероприятий). При этом рентабельность продаж по конечному финансовому результату не может превышать 3% в целом по организации.

6. Реализация плодоовощной продукции из стабилизационных фондов осуществляется по розничным ценам (отпускным ценам с учетом торговой надбавки), установленным решениями облисполкомов и Мингорисполкома на декабрь 2014 г.

7. Рекомендовать производителям услуг при формировании тарифов на них руководствоваться аналогичными подходами как для производителей товаров. Данное письмо применяется с 3 февраля 2015 г. Письмо Минторга и Минэкономики от 15.01.2015 № 03-20/55 и № 05/390 не применяется с указанной даты.

Итак, в новом письме уточнен круг субъектов хозяйствования, которым оно адресовано, — это практически все, кроме отдельных монополистов, для которых существуют специальные ограничения. Однако юридических лиц и ИП, занимающихся производством и (или) оптовой торговлей, никак не могут коснуться меры ответственности, предусмотренные постановлением Совмина от 19.12.2014 № 1207. Ведь у них нет ни розничных цен, которые можно было бы превысить по сравнению с декабрьскими, что считается грубым нарушением правил торговли, влекущим за собой последствия в соответствии с Указом от 5.12.2014 № 567 «О дополнительных мерах по защите прав потребителей», ни торговых объектов, работу которых можно было бы приостановить на срок до 90 дней за нарушение законодательства о ценообразовании (если таковым вообще можно считать оба январских письма). Производителям услуг, в предыдущем письме не упомянутым, тоже лишь рекомендуется руководствоваться «аналогичными подходами как для производителей товаров». На сей раз не забыли и о торговцах лекарствами — их просто отослали к Указу № 366, принятому почти 10 лет назад.

Формула «обоснованности» повышения цен для производителей существенно упрощена: теперь им позволяется повышать отпускные цены (тарифы) на величину изменения стоимости импортных не только сырья и материалов, комплектующих, но и тары и упаковки, происходящих из третьих стран (кроме России, Казахстана и Армении) и поступивших после 18.12.2014 г., с учетом их доли в отпускной цене, а также энергоносителей, топлива, в т.ч. нефтепродуктов. Таким же образом может меняться стоимость импортированных товаров. Уменьшать процент изменения курса белорусского рубля к курсу валюты договора на 5% на дату постановки товаров на учет более не требуется.

Этим послабление и ограничивается. Цены на поставки из стран ЕАЭС чиновники, по-видимому, считают неизменными (или уверены, что российский рубль, тенге и драм будут падать синхронно с белорусским рублем). Закладывать в цену будущие валютные риски и уже понесенные из-за девальвации потери не рекомендуется и, по-видимому, не допускается. Правда, какие-либо санкции за подобные вольности в отношении производителей и оптовиков тоже не предусмотрены. Не разъясненным остался и вопрос, как быть с ценой товара, полученного до 18.12.2014 г., и оплачиваемого в новом году. Если следовать рекомендациям, убыток импортерам гарантирован.

Осталось и главное противоречие. Хотя правила, приведенные в письме, являются рекомендованными, далее говорится о том, насколько допускается повышение отпускных цен (тарифов) производителями, о применении торговых (оптовых) надбавок в торговле и уровне рентабельности для всех. Но рекомендованные допуски не могут быть обязательными. Впрочем, если при неизменных надбавках и рентабельности оптовики увеличат учетные цены импортированных товаров пропорционально падению курса рубля, а розница «накрутит» свою надбавку, то как оптовая, так и розничная цена увеличатся ровно на процент девальвации. Вопрос лишь в том, окажутся ли потребители в состоянии приобретать товары по новым ценам. А потому ритейл ждут новые проблемы: как, несмотря на падение выручки, рассчитаться с поставщиками в сроки, установленные п. 7 ст.12 Закона «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь», и обеспечить соблюдение ассортиментных перечней, чтобы не оказаться в зоне санкций по Указу № 567 — уже за другие провинности.

Итак, эффектно объявленная кампания «недопущения необоснованного роста цен» тихо закончилась. Наступили суровые, почти рыночные будни.

Леонид ФРИДКИН


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях