$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

АПК

ВТОРОЕ ДЫХАНИЕ «ВТОРОМУ ХЛЕБУ»

21.01.2011

В ближайшие 5 лет сельхозорганизации и фермерские хозяйства должны вдвое увеличить производство картофеля, доведя его до 2 млн. т в год. Такие планы определены Государственной комплексной программой развития картофелеводства, овощеводства и плодоводства в 2011–2015 гг., утв. постановлением правительства от 31.12.2010 № 1926. При этом обращает на себя внимание оценочный объем финансовых вложений, необходимых для достижения цели, — почти 1 млрд. USD.

Рост производства картофеля в общественном секторе должен перекрыть не прекращающееся который год падение в частных подворьях и сохранить за Беларусью статус одного из крупнейших мировых производителей этого продукта. Пока, несмотря на все усилия, в т.ч. реализацию 5-летней отраслевой программы по картофелю, его валовой сбор по стране в 2010 г. по сравнению с 2004-м сократился более чем на 2 млн. т, до 7,8 млн. т., составив лишь 87% к заданию.

По замыслу авторов новой программы, в начавшейся пятилетке реванш будет взят силами 204 крупнотоварных организаций, валовой сбор которых в 2015 г. достигнет 1,6 млн. т клубней. Для этого будут увеличены площади под картофель, а его средняя урожайность предположительно доведена до 300 ц/га. Росту последнего показателя должно поспособствовать совершенствование системы семеноводства в стране (производство семян сконцентрируют в 19 организациях, введя сертификацию на всех производственных этапах) и ускоренное оснащение аграриев специализированной сельхозтехникой.

В планах также решить давно наболевший вопрос — сохранность собранного урожая. До сих пор, несмотря на повышенный контроль со стороны Совмина, около половины собранного картофеля хранится в буртах, где, по оценкам авторов программы, потери составляют 30–40% клубней. В целом к 2015 г. в крупнотоварных организациях намечено построить, реконструировать и модернизировать картофелехранилища общей емкостью 0,77 млн. т, направив на эти цели 1,7 трлн. Br.

В настоящее время в республике отсутствуют организации, охватывающие полный цикл производства, хранения, переработки и реализации картофеля и продуктов из него. Поэтому в целях комплексного развития отрасли предусмотрено создание 16 интеграционных комплексов, включающих цеха по производству продуктов из картофеля и полуфабрикатов. Созданы они будут на базе крупных организаций, имеющих площадь посадки картофеля не менее 250 га, обеспеченных картофелехранилищами и оборудованием для его приемки, сортировки и упаковки. Предполагается, что эти комплексы будут производить более 60% крахмала в республике, до 100% сухого картофельного пюре, модифицированных крахмалов, 80% различных видов замороженных продуктов и картофельных чипсов.

Ожидается, что выполнение намеченных мероприятий позволит снизить себестоимость продукции на 25–30%. Это усилит конкурентоспособность отечественного товара, сведет к минимуму импорт и позволит нарастить экспорт картофеля и продукции на его основе до 0,43 млрд. USD в год. В свете растущего глобального рынка картофеля подобные планы представляются достаточно реальными. По данным ФАО, в 2007 г. производство этого продукта в мире достигло рекордных 320 млн. т.

Программа утверждает, что необходимые для ее реализации средства (2,63 трлн. Br) окупятся в течение 3–4 лет. Правда, опровергнуть столь оптимистичные прогнозы способны сразу несколько факторов. Так, вызывает вопросы структура предполагаемых инвестиций: 56,6% финансирования должны обеспечить банки, 22,8% — республиканский бюджет, 19,2% — областные бюджеты, при этом собственные средства организаций составят лишь 1,3%. С одной стороны, сельхозорганизациям, вошедшим в программу, за счет госбюджета будет компенсирована часть процентов в объеме 50% ставки рефинансирования по кредитам в белорусских рублях и 50% ставки по кредитам в иностранной валюте. А средства республиканского и областных бюджетов зачастую выделяются в виде беспроцентных субсидий. Так что финансирование обещает быть максимально дешевым. С другой стороны, с учетом текущей закредитованности и неплатежеспособности многих сельхозорганизаций могут возникнуть сложности с привлечением этих средств. К тому же государственное льготное финансирование экономики, набирающее обороты в последние годы, уже столкнулось с нехваткой ресурсов. Любое неблагоприятное стечение макроэкономических факторов — проблемы с наполнением бюджета, внешними заимствованиями или ускоренный рост цен на энергоресурсы — способно серьезно повлиять на выполнение программы. Видимо, неспроста в ней сделана оговорка, что объем и структура финансирования могут быть скорректированы с учетом возможностей республиканского и областных бюджетов.

Стоит также отметить, что урожайность картофеля крайне чувствительна к погодным факторам, а цены на рынке способны сильно отличаться год от года, как соответственно и доходы от возделывания этой культуры.

При этом, пожалуй, основной риск — это то, что у нас рыночные принципы работы подменяются директивным планированием, а основными исполнителями программы названы государственные сельхозорганизации. В подобных условиях эффект от модернизации в виде сокращения издержек и снижения себестоимости продукции может остаться на бумаге, а неконкурентоспособность отечественных производителей не даст второго шанса белорусскому картофелю.

Алесь ГЕРАСИМЕНКО