$

2.0989 руб.

2.4052 руб.

Р (100)

3.1982 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Компании и рынки

Второе дыхание рыбзавода

09.04.2010

Масштабные вложения столичной казны в модернизацию ГП «Минскрыбпром» и кардинальное изменение производственно-сбытовой стратегии позволили предприятию выйти из глубокого финансово-экономического кризиса на стабильную и прибыльную работу.

Отрицательная рентабельность реализованной продукции, которая в 2007–2008 гг. достигала на предприятии 20% и более, стала сигналом для кардинального изменения всех принципов работы.

Реформы запустили в мае–июне 2008 г. с приходом на завод нового руководящего состава. Двигаться пришлось сразу по нескольким направлениям. Одним из первых шагов стал ребрендинг, с августа перешли на новую торговую марку «Рыбзавод». К сожалению, прежний «Рыбокомплекс» успел завоевать не самую хорошую репутацию как среди торговых партнеров, так и конечных потребителей. Поэтому было принято решение стратегию развития реализовывать под новым брендом, пояснила в ходе недавнего пресс-тура начальник отдела маркетинга ГП «Минскрыбпром» Светлана Безлюдова.

Оптимизирован ассортиментный перечень: из него исключили убыточные и не пользующиеся спросом позиции, освоили свыше 100 наименований новой продукции. Проведена работа по смене и доработке практически всех рецептур, а в октябре 2009 г. на предприятии внедрили систему управления качеством и безопасностью продукции НАССР.

Нормы расхода сырья по некоторым позициям снизили от 18 до 21%, что сделало их более жесткими в сравнении с действующими техническими нормативами. ГОСТы, составленные еще в советские времена, создавали почву для различных злоупотреблений и хищений, отметил первый зам директора предприятия Александр Гаркавый. После того как в этом вопросе навели порядок, только на сырье в 2009 г. удалось сэкономить 0,5 млрд. Br. С учетом увеличения производительности труда на 47% и снижения энергопотребления на 5,9% в целом экономия составила 2,2 млрд. Br.

Таким образом, с одной стороны, предприятие смогло привести свой ассортимент в соответствие с потребностями рынка, а с другой — предложить более конкурентоспособную по цене продукцию.

В итоге, несмотря на стагнацию отечественного рынка морепродуктов, темп роста реализации продукции Минскрыбпрома в 2009 г. в натуральном выражении составил 157%. Достигнута пускай небольшая, но положительная рентабельность (около 1%) и прибыль (135 млн. Br). С учетом продолжающегося роста продаж в 2010 г. планируют получить уже порядка 1 млрд. прибыли.

Развитию способствуют масштабные вложения из бюджета Минска: с 2003 г. на реконструкцию и модернизацию предприятия направлено около 70 млрд. Br. Основная часть средств выдана на возвратной основе в виде беспроцентной ссуды, которая возвращается по графику без просроченной задолженности.

Финансирование позволило основательно обновить оборудование по производству рыбных пресервов, посольного, сушильного и упаковочного участков, установлены новые технологические линии по производству рыбной кулинарии и пр.

Очередной серьезный инвестпроект — организация производства рыбных консервов мощностью 50 тыс. банок в смену. Ожидается, что первую продукцию удастся получить уже через 2,5–3 месяца.

И хоть некоторые сегодня сомневаются в долгосрочной экономической эффективности госпредприятий, новое руководство ГП «Минскрыбпром» полно оптимизма. Опыт последних лет показал, что государственная форма собственности вполне способна применять современные технологии производства и маркетинга, обеспечивающие конкурентоспособность.

Александр ГЕРАСИМЕНКО