$

2.1226 руб.

2.4814 руб.

Р (100)

3.1356 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

Вторая труба. Есть ли альтернатива российской нефти?

09.09.2008

Беларусь ищет возможность уменьшить зависимость от поставок российского углеводородного сырья. В частности, поставлена задача к 2011 г. обеспечить альтернативные поставки «черного золота» в объеме около 4 млн. т (примерно 20% от нынешнего объема закупок) через порты Балтийского и Черного морей. Правда, пока запасного варианта для белорусских НПЗ не найдено…

К сожалению, результаты исследований свидетельствуют, что «экономической целесообразности поставок нефти, альтернативных российской, пока нет». Об этом на пресс-конференции заявил заместитель председателя концерна «Белнефтехим» Владимир Волков. Тем не менее поиск идет. «Мы проводим консультации с нашими коллегами из стран Балтии, которые эксплуатируют порты и нефтепроводы», — отметил он. В частности, изучается возможность организации поставок нефти в Беларусь через литовский терминал Бутинге.

Технически такая возможность есть. Сейчас через порт в реверсном режиме обеспечивается нефтью Мажейкяйский НПЗ. Привозное сырье из Приморска танкерными поставками подается на терминал, далее нефть прокачивается по трубопроводу. На этот же терминал ранее осуществлялась поставка нефти по белорусскому трубопроводу «Дружба». Однако с началом эксплуатации Балтийской нефтепроводной системы (БТС) ситуация кардинально изменилась. Прежний маршрут транспортировки оказался не востребован россиянами. Таким образом, сейчас, по словам В.Волкова, «Дружбу» можно использовать для поставки нефти с Балтийского моря в Новополоцк в случае, если будет доказана экономическая целесообразность такого проекта.

Вопрос диверсификации поставок углеводородного сырья сегодня изучают и в России. Правда, использование второй трубы может оказаться не в интересах нашей республики. В связи с перенаправлением потоков по системе БТС уже зафиксировано снижение экспортных поставок российской нефти через Беларусь в направлении Польши и Германии. За январь- июль по магистральным трубопроводам транспортировано 45,5 млн. т «черного золота», или 86,1% к соответствующему периоду 2007 г.

Объявленная Россией реализация проекта по строительству Балтийской трубопроводной системы-2 может усугубить ситуацию. В конце августа Главгосэкспертиза РФ выдала положительное заключение на его реализацию с участием российской компании «Транснефть».

Некоторую надежду вселяют заверения белорусских и российских экспертов о том, что отечественная нефтепроводная система имеет ряд преимуществ. В частности, в тарифной политике белорусский трубопроводный «коридор» характеризуют как самый дешевый в западном регионе СНГ. Существенное ли это преимущество?

Еще один аргумент — надежное техническое состояние белорусских нефтепроводов и готовность к наращиванию транзита. По планам сторон, стратегическим партнером и инвестором в прокачке «черного золота» станет представитель российского энергетического рынка. Одним из вероятных кандидатов сейчас называется компания «Транснефть», доля государства в которой — 75% акций, все привилегированные акции принадлежат частным акционерам. Беларусь рассматривает возможность участия «Транснефти» в приватизации Новополоцкого РУП «Дружба» и РУП «Гомельтранснефть «Дружба». Согласно программе приватизации эти госпредприятия будут акционированы в 2009 г.

Возможно, это позволит восстановить загрузку новополоцкой ветки в направлении Латвии, которая практически не используется с 2003 г., и в направлении Литвы — с августа 2006 г. Правда, здесь стоит вспомнить ситуацию июля 2006 г., возникшую после аварии на российском участке нефтепровода. Тогда Беларусь также рассчитывала на помощь «Транснефти» как хозяина данного отрезка трубопровода. Как оказалось, напрасно. В итоге пострадало как раз новополоцкое предприятие.

Алексей ГУЛЕВИЧ


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях