$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

ВТОРАЯ ПОПЫТКА ОТКУПИТЬСЯ ОТ РЕФОРМЫ©

12.12.2014

 

Указ Президента от 8.12.2014 № 570 «О совершенствовании пенсионного обеспечения» (далее — Указ № 570, см. текст документа и комментарий на с. 2–4 Информбанка) является еще одной попыткой обойти пенсионную реформу, необходимость которой за последние годы стала очевидной, и избежать повышения возраста выхода на пенсию.

Первая была предпринята в начале 2012 г., когда Указом Президента от 18.03.2012 № 136 «О мерах по совершенствованию пенсионного обеспечения граждан» (далее — Указ № 136) был установлен своеобразный «бонус» за отказ от получения пенсии при наступлении пенсионного возраста. Продолжив работу после приобретения права на пенсию по возрасту на общих основаниях (мужчины — 60 лет и при стаже работы не менее 25 лет, женщины — 55 лет и при стаже не менее 20 лет) и отказавшись от получения пенсии по возрасту, можно было рассчитывать на ежегодное увеличение ее размера. За полный первый год работы размер пенсии вырастает на 6% заработка, из которого в соответствии со ст. 56 Закона от 17.04.1992 № 1596-XII «О пенсионном обеспечении» (далее — Закон) исчисляется пенсия, за полные второй, третий и четвертый год работы — на 8%, 10% и 12% соответственно. После этого величина «премии» за каждый последующий год работы без пенсии перестанет расти: размер пенсии по возрасту за каждый полный отработанный год будет увеличиваться на 14% заработка.

Эти нормы с 1.12.2012 г. были перенесены в ст. 231 Закона и действуют до сих пор, а Указ № 136, исполнивший свою функцию, утратил силу с 21.01.2014 г.

Вряд ли много пенсионеров «купилось» на столь щедрое предложение властей. Ведь при отказе от пенсии, к примеру, в 2 млн. Br и продолжении работы пенсионер только за первый год работы «подарит» государству 24 млн. Br. При этом его пенсия увеличится всего на 6%, т.е. на 120 тыс. Br в месяц, или 1,44 млн. в год. Положив виртуальные 24 млн. Br на депозит под 25% годовых, можно не только сохранить эту сумму, но и приумножить ее дополнительно на 6 млн. Br, что в 4 раза больше пенсионной надбавки.

УБЕДИВШИСЬ, что «бонус», предусмотренный Указом № 136, недостаточно привлекателен и работающие пенсионеры не кинулись в массовом порядке отказываться от своих пенсий, власти стали разрабатывать иные меры по спасению пенсионной системы. Ведь бюджет Фонда социальной защиты населения с каждым годом испытывает все большие трудности. Но «косметические меры» вроде ограничений по выплате пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, сокращения других социальных выплат, расширения базы обложения взносами в ФСЗН не помогают. Последним рубежом оставался ключевой вопрос — возраст выхода на пенсию, который власти любой ценой пытались обойти.

Но все принимаемые меры не могли решить проблему усиливающейся нагрузки на пенсионную систему, вызванную негативным сочетанием демографических и социально-экономических факторов. В результате предпринята еще одна попытка заставить пенсионеров работать подольше. Теперь, как представляется, предложенные меры окажутся несколько эффективнее, чем 2 года назад.

В частности, Указом № 570 установлено, что трудовая пенсия, назначенная в соответствии с Законом, увеличивается мужчинам за каждый полный год стажа работы сверх 25 лет, а также стажа работы с особыми условиями труда сверх 10 лет на 1% среднемесячного заработка, но не менее чем на 1% минимального размера пенсии по возрасту. Отметим, что данная норма всего лишь дублирует положения ст. 23 Закона в части, касающейся указанных лиц.

А вот для мужчин, достигших общеустановленного пенсионного возраста и имеющих стаж работы более 35 лет, пенсии будут увеличиваться за каждый полный год стажа работы сверх 35 лет на 1% среднемесячного заработка, но не менее чем на 0,7% средней заработной платы работников в республике, применяемой для корректировки фактического заработка пенсионера (далее — минимальная база), а для лиц, имеющих стаж работы 45 лет и более, увеличение в размере не ниже указанного устанавливается начиная с 26-го года стажа работы.

В НАСТОЯЩЕЕ время минимальный размер пенсии по возрасту составляет 1 474 100 Br (349 005 Br — 25% бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения (1 396 020 Br) и 1 125 062 Br — доплата в размере 20% средней заработной платы работников в республике, применяемой для корректировки фактического заработка пенсионера при назначении и перерасчете пенсий). Таким образом, минимальное увеличение пенсии за каждый полный год стажа работы сверх 25 лет (цена одного года стажа) равняется 14 700 Br. В то же время размер средней заработной платы работников в республике, применяемой для корректировки фактического заработка пенсионера, с ноября 2014 г. составляет 5 625 309 Br, а значит, цена одного года стажа работы сверх 35 лет в соответствии с Указом № 570 будет составлять 39 400 Br (5 625 309 Br х 0,7%), т.е. почти в 3 раза больше, чем сейчас. Правда, действует эта мера только на тех граждан, которые имели невысокий фактический заработок.

Для женщин трудовая пенсия за каждый полный год стажа работы сверх 20 лет, а также стажа работы с особыми условиями труда сверх 7 лет 6 месяцев также увеличивается на 1% среднемесячного заработка, но не менее чем на 1% минимального размера пенсии по возрасту. У тех, кто достиг пенсионного возраста и имеет стаж работы более 30 лет, пенсии увеличиваются за каждый полный год стажа работы сверх 30 лет на 1% среднемесячного заработка, но не менее чем на 0,7% минимальной базы, а для лиц, имеющих стаж работы 40 лет и более, увеличение в размере не ниже указанного устанавливается начиная с 21-го года стажа работы.

Предусмотренное Указом № 570 увеличение пенсий будет производиться в пределах 45 лет стажа работы у мужчин и 40 лет у женщин как для пенсий по возрасту, так и для пенсий по инвалидности и за выслугу лет. Начнет действовать данное увеличение с 1 января 2015 г. С этой даты будут пересчитаны размеры всех ранее назначенных пенсий лицам, имеющим длительный стаж работы и невысокие заработки.

Кроме того, с 1 января 2016 г. лицам, достигшим общеустановленного пенсионного возраста, пенсии будут дополнительно увеличены на 0,1%, 0,2%, 0,3%, 0,4% и 0,5% среднемесячного заработка (либо на такой же процент минимальной базы — в случаях, когда данная величина превышает среднемесячный заработок) соответственно за каждый полный год стажа работы сверх 40 лет по 45 лет включительно у мужчин и сверх 35 лет по 40 лет включительно у женщин. Такое увеличение является дополнительным к увеличению, которое вводится с 1 января 2015 г. и касается уже всех пенсионеров, имеющих длительный стаж работы.

Сейчас предельная величина зарплаты для исчисления пенсии составляет 4 средние заработные платы, что соответствует индивидуальному коэффициенту фактического заработка пенсионера 4,0. В соответствии с Указом № 570 с 1 января 2016 г. лицам со стажем работы 36 лет у мужчин и 31 год у женщин при исчислении трудовой пенсии будет учитываться заработок в размере до 5-кратной средней заработной платы работников. Пенсии, назначенные до указанной даты, подлежат пересмотру в соответствии с приведенными нормами при соблюдении установленных условий.

Перечисленные меры, принятые, как сказано в комментарии, в целях «усиления мотивации работников к более длительной легальной трудовой деятельности», приведут к повышению уровня пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан, имеющих длительный стаж работы. Остальные же положения Указа № 570 призваны несколько «оптимизировать» пенсионные расходы и «ограничить иждивенческие установки населения».

Так, подп. 1.3 Указа № 570 установлено, что трудовая пенсия будет исчисляться из откорректированного фактического заработка, определенного в соответствии с Законом, за последние 21 год подряд стажа работы, но не более чем за фактически имеющийся стаж работы. При этом начиная с 1 января 2016 г. указанный 21-летний период будет ежегодно увеличиваться на один год до фактически имеющегося у лица, обратившегося за пенсией, стажа работы.

ВАЖНОЕ место в Указе № 570 занимают меры, позволяющие несколько поправить состояние бюджета ФСЗН, которые вводятся с 1 января 2015 г.

Так, предельная величина средней заработной платы для уплаты обязательных страховых взносов в бюджет фонда увеличивается с 4-кратной до 5-кратной средней заработной платы работников в республике за месяц, предшествующий месяцу, за который уплачиваются обязательные страховые взносы, если иное не установлено Президентом. Таким образом, нанимателям придется платить больше страховых взносов за высокооплачиваемых работников. Кроме того, с 10 до 15 лет увеличивается минимальный стаж работы с уплатой страховых взносов в ФСЗН, необходимый для пенсии по возрасту и за выслугу лет. Данная мера не распространяется на уязвимые категории граждан, для которых формирование длительного стажа работы объективно затруднено (многодетные матери, матери инвалидов с детства, инвалиды с детства). Для них сохраняется минимальный стаж работы 5 лет. И наконец, срок начала получения социальных пенсий (кроме пенсий детям-инвалидам, инвалидам, в т.ч. инвалидам с детства, и детям в случае потери кормильца), назначаемых гражданам, не получающим трудовую пенсию и (или) пенсию из других государств в соответствии с международными договорами РБ в области социального (пенсионного) обеспечения, сдвигается на 5 лет: мужчины будут получать их с 65 лет, а женщины — с 60. С учетом ожидаемой продолжительности жизни белорусов в 64–66 лет для мужчин и 73–77 — для женщин можно ожидать, что большинство мужчин, попавших в эту категорию, просто не доживут до счастливых «пенсионных» времен.

По сути это означает, что первый робкий шаг в сторону увеличения возраста выхода на пенсию сделан. А там — как получится.

Дмитрий КОРШУНОВ


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях