Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №49(2545) от 05.07.2022 Смотреть архивы

USD:
2.5329
EUR:
2.6533
RUB:
4.7397
Золото:
148.81
Серебро:
1.74
Платина:
75.82
Палладий:
152.69
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Вспомним о "базе"

В "союзные" времена государственную политику в области профессонально-технической подготовки рабочих кадров определял соответствующий Госкомитет при Совмине. Все ПТУ были специализированы: одни готовили работников для села, другие для машиностроительных, третьи для строительных предприятий и т.д. Существовало понятие "базовое предприятие". Для жодинских ПТУ № 149 и №75, например, им был БелАЗ, где учащиеся проходили практику и куда потом направлялись на работу...
В "союзные" времена государственную политику в области профессонально-технической подготовки рабочих кадров определял соответствующий Госкомитет при Совмине. Все ПТУ были специализированы: одни готовили работников для села, другие для машиностроительных, третьи для строительных предприятий и т.д. Существовало понятие "базовое предприятие". Для жодинских ПТУ № 149 и №75, например, им был БелАЗ, где учащиеся проходили практику и куда потом направлялись на работу.

- Сегодня учреждения, обеспечивающие получение профтехобразования, подчиняются управлениям образования облисполкомов и Мингорисполкома, - рассказывает директор правопреемника 149-го и 75-го ПТУ - Жодинского профессионального лицея Игорь ТОВПЕКО. - И это правильно: подготовка кадров максимально приближена к заказчику. Нельзя из столицы предвидеть, сколько и каких специалистов потребуется в том или ином регионе.

И все же оценка ситуации с "базой" неоднозначна. С одной стороны, с развитием рынка, становлением среднего и малого бизнеса регионы все больше нуждаются в небольших "партиях" специалистов самого разного профиля. В Жодинском лицее, например, сейчас готовят кадры по 21 профессии - не только для машиностроения, но и для торговли, строительства, автомобильной отрасли, "бытовки" и др. Прежняя "адресность" сохранена лишь при обучении электрогазосварщиков: специальность сложная и дорогая, "вприглядку" ее не освоишь. Завод, где очень много сварочных работ, помогает.

С другой стороны, чем больше "номенклатура" профессий, тем мощнее должна быть учебно-производственная база учебного заведения. В лицее, например, есть станки, которым по 20 и более лет, а новых ждать не от кого. От местной власти - потому что бюджет не позволяет, от шефов:

В "доперестроечный" период взаимодействия учреждений ПТО и предприятий были закреплены законодательно. Базовые предприятия не только являлись потребителями кадров, но и активно участвовали в жизни ПТУ, влияли на профессиональное обучение молодежи. Произошедшие в последние годы изменения в экономике не смогли не сказаться на этих взаимоотношениях. Жодинский лицей, например, сейчас имеет более десятка социальных партнеров.

Еще вопрос - подготовка преподавательского состава и мастеров производственного обучения. Их, во-первых, в многопрофильных училищах также требуется гораздо больше, во-вторых, выше должна быть квалификация. На полях работает масса совершенно новых комбайнов, в цехах стоят принципиально иные станки: В первую очередь овладеть этой техникой должны преподаватели специальных дисциплин. При сегодняшнем разрыве обучения с производством рассчитывать на содействие в этом работодателей - дать, скажем, возможность мастеру пройти стажировку - весьма проблематично. Если такое "взаимодействие" где-то и есть, то строится оно не как система, а на личных контактах руководителей.

- Незаслуженно отвергнутое партнерство системы профтехобразования и нанимателей должно быть восстановлено,- говорит И.Г. Товпеко. - Причем на качественно новой основе. Механизм взаимоотношений в цепочке "работодатель- учреждение ПТО-учащийся" необходимо подчинить главному - выработке согласованной позиции по перспективным вопросам развития. Одно из необходимых требований - заключение договоров на подготовку кадров (в Жодинском профлицее ежегодно более 80% учащихся обучаются на договорной основе, хотя, разумеется, не отказывают здесь в приеме заявления и тому, кто принес его сам).

При этом, правда, неизвестно, будут ли эти договоры иметь силу через 3 года, когда молодые люди покинут стены лицея. Не все предприятия строят свою кадровую политику на перспективу. Но ведь и высококвалифицированные рабочие кадры сами по себе не появятся.

"Профессионализм, - убежден директор Жодинского профлицея, - приходит с опытом работы на конкретном рабочем месте. И очень жаль, что по разным, в т.ч. объективным причинам, часть предприятий и работодателей устранились от подготовки молодого поколения к вступлению в трудовую деятельность". Государственная политика в данной области, по его мнению, должна строиться следующим образом. Прежде всего это установление налоговых льгот для предприятий, включая частные, предоставляющих рабочие места выпускникам учреждений ПТО. Во-вторых, создание механизмов заинтересованности главных социальных партнеров (от отраслевых министерств до предприятий).

В перспективе ситуация с профессиональным образованием в стране будет усугубляться: начиная с 2007 г. республику ждет серьезная демографическая "яма". Мы, можно сказать, уже подошли к ее краешку: если раньше неуспевающие из стен школ изгонялись под любым предлогом, то сейчас она всеми силами пытается удержать и этот контингент. Развивается высшее образование, куда стремится все больше выпускников. Профессиональная школа обеспокоена - кого учить? Хорошо, если удастся принять обычное количество учащихся. Если меньше - на столько же меньше страна получит рабочих кадров. И хоть "яма" не навсегда, тем не менее о сохранности преподавательских кадров и мастеров профшкол надо побеспокоиться уже сейчас: развалить коллективы, если не будет чем заняться, можно в одночасье, на восстановление же потребуются многие годы.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений