$

2.1028 руб.

2.4584 руб.

Р (100)

3.1371 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Компании и рынки

Всплеск на рынке новых иномарок

09.01.2007

Для отечественного автобизнеса ушедший 2006 г. стал переломным. Автомобильный рынок страны вырос почти в два раза по сравнению с 2005 г. (4 тыс. 530 автомобилей) и составил порядка 10 тыс. автомобилей. Продажи белорусских дилеров, превзойдя все ожидания, в среднем увеличились в 1,8 раза, у некоторых — в 2,5.

Такой темп роста продаж новых авто — рекордный для нашей страны. Подобных подъемов он еще не знал и прежде не выходил за пределы 3 тыс. автомобилей в год, отметил на недавней пресс-конференции директор компании «Холпи Авто» Егор Швед.

Увеличился также импорт легковых автомобилей в Беларусь — в 4 раза за десять месяцев 2006 г. по сравнению с аналогичным периодом 2005 г. По данным ГТК, в страну было импортировано 16,4 тыс. легковушек. В стоимостном выражении импорт увеличился в 7 раз и составил 206 млн. USD. Основными поставщиками являлись Германия (30% общего стоимостного объема), Япония (18%), Россия (12%), Франция (10%).

Причем наблюдается рост импорта автомобилей как юридическими, так и физическими лицами. Первые, по сведениям ГТК, за девять месяцев 2006 г. ввезли в 4,3 раза больше, чем в 2005 г.

Толчком к столь резкому скачку объемов ввоза иномарок послужил ряд принятых руководством страны мер. Президентские указы №№ 546 и 547 установили новые правила игры в этой сфере: отменили акцизы и НДС на ввозимые ИП и юрлицами зарубежные легковушки, уравняли ставки таможенных пошлин на их ввоз для юридических и физических лиц. Прежде условия работы на этом рынке у физлиц были более выгодными, что позволяло выстраивать «серые схемы», отметил директор «Холпи Авто».

Создавшаяся благоприятная атмосфера позволила активизироваться сильным операторам рынка. В новых условиях официальные дилеры смогли по-новому выстроить свой бизнес, организовать в Беларуси открытые таможенные склады, сформировав тем самым достойное предложение для потребителей. Раньше автомобили привозились в основном под заказ, продажа осуществлялась довольно виртуально — нередко клиент мог получить представление об автомобиле только по каталогам. Сейчас у покупателя появилась возможность потрогать руками то, что он покупает: не только посидеть в машине, но и прокатиться на ней.

К факторам, содействовавшим увеличению продаж новых авто, в «Холпи Авто» относят также рост доходов населения и появление большого числа новых кредитных программ. Банки быстро отреагировали и на волне растущего спроса сумели предложить выгодные условия. Если в 2005 г. кредитованием населения занимались три-четыре банка, то в 2006 г. — больше десятка. Кроме того, начал меняться менталитет белорусов: они стали пересаживаться на новые автомобили.

Говоря о тенденциях современного автомобильного рынка, менеджеры автоцентров отмечают большую «подготовленность» нынешних клиентов: «Сейчас они точно знают, что хотят и готовы тратить деньги». Следует отметить также, что в структуре продаж автомобильных компаний значительно выросла доля юрлиц — 40%. В этом году она может перевалить даже за половину, прогнозируют они. Еще год назад подавляющим большинством покупателей новых иномарок были физические лица.

«2007 год расставит точки над «i» и позволит понять, действительно ли рынок Беларуси растет такими темпами или же всплеск 2006 года — всего лишь реализация отложенного спроса, сформировавшегося за последние несколько лет», — говорит глава «Холпи Авто» Е.Швед. При этом рынок, по его прогнозам, в будущем году вырастет не менее чем на 35-40%.

Каковы же были предпочтения белорусов в прошлом году? Как ни странно, наибольшим спросом у нашего населения пользовались внедорожники. Это четверть всех проданных машин в Беларуси. Актуальны также автомобили средних и больших классов, что нехарактерно для европейских стран, где наиболее популярными считаются авто малых классов А-В (городские, мини-вэны, хэтч-бэки). Такое распределение по классам в Беларуси сохранится и в текущем году, считают специалисты.

Большой спрос, по прогнозам официального дистрибьютора «Мазда» в Беларуси «Холпи Авто» (доля продаж на рынке — 6,5%), в 2007 г. будет на модели Мazda-3 (планирует поставить порядка 450 единиц) и Мazda-6 (200). Продажи автомобилей KIA автоцентр собирается увеличить в 4 раза. В нынешнем году, предположительно в августе, на рынке появится новая модель — внедорожник Мazda СХ-7.

На фоне увеличения цен на бензин и грядущего удорожания жизни белорусов автодилеры оптимизма не теряют. «Мы готовы к тому, что автомобиль будет средством передвижения, а бензин — роскошью», — уверяет специалист по маркетингу «Холпи Авто» Сергей Хорольский. При этом спрос на новые иномарки не спадет, полагает он. Изменится структура продаж, да и то не существенно. Вряд ли люди, привыкшие ездить на больших прожорливых машинах, сразу пересядут на малолитражки, как это происходило в период экономического кризиса в других странах. Автомобиль для белоруса все-таки является не столько средством передвижения, сколько статусной вещью, отметил С.Хорольский.

По словам директора компании, бурное развитие белорусского рынка значительно упростило процесс переговоров с заводами-производителями, которые стали охотней идти на сотрудничество, однако свои производства открывать у нас по-прежнему не торопятся. И по вполне понятным причинам. Есть некий порог рентабельности открытия производства, когда это имеет смысл. У нас же есть вопросы с организацией производства здесь и последующим экспортом продукции. Объем продаж завода на местном рынке должен составлять не менее 50 тыс. автомобилей или же иметь возможность их очень легкой продажи в соседние страны. Подобные попытки в Беларуси уже были и провалились (известная история с Фордом), — сказал Е.Швед, подчеркнув, что Беларусь не относится к тем странам, в которых легко производить, поэтому не спешит сюда иностранный инвестор.

В Белорусской автомобильной ассоциации (БАА) сегодняшнее состояние автомобильного рынка охарактеризовали одним словом: «Многообещающее». Государство сделало все, чтобы этот рынок развивался, отметили там. Сыграло свою роль и растущее благосостояние белорусов. Сегодня практически любой желающий приобрести автомобиль может это сделать в любой момент — благодаря доступным банковским кредитам.

«В 2007 г. темпы роста не только не снизятся, они могут даже вырасти — у нас еще достаточно большой запас», — говорит директор БАА Людмила Шабанова, оговорившись, правда, что все будет зависеть от экономической и политической ситуации в стране. В любом случае перспектива у белорусского автомобильного бизнеса несомненно есть, убеждены эксперты.

Инесса ГЕРМАНЧУК