$

2.1028 руб.

2.4584 руб.

Р (100)

3.1371 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

ВСЕСТОРОННЯЯ МИНИМИЗАЦИЯ НАГРУЗКИ

12.04.2011

Налоговые органы страны будут строить партнерские отношения с добросовестными налогоплательщиками. Это должно быть основной целью совершенствования налогового законодательства, заявил на конференции «Налогообложение — современные тенденции и актуальные вопросы» первый замминистра по налогам и сборам Сергей НАЛИВАЙКО.

В последнее время МНС заметно активизировало общение с налогоплательщиками, бизнес-союзами, аудиторами и учеными. Стремление изучить и использовать общественное мнение, безусловно, радует, хотя точки зрения сторон не всегда совпадают, а на иные вопросы до сих пор нет ответов.

На конференции налоговики подвели итоги реформ в сфере налогообложения и контроля и рассказали о дальнейших возможных направлениях улучшения отечественной налоговой системы.

По словам начальника главного управления международного налогового сотрудничества МНС Аллы Сундуковой, если во многих странах мировой кризис заставил усилить налоговую нагрузку, то в Беларуси она продолжает снижаться. С 2006 г. у нас отменены 26 налоговых платежей, фискальная нагрузка уменьшилась на 6,5% к ВВП, составив в 2010 г. 27,5% к ВВП без учета ФСЗН, а к 2015 г. планируется сократить ее до 26%. Остается сделать налоговый режим предсказуемым и минимизировать риски инвесторов. В частности, подготовлен проект указа по поддержке экспортеров, который предусматривает увеличение сроков для подтверждения применения нулевой ставки НДС при экспорте с 60 до 180 дней, а налоговые вычеты осуществлять в полном объеме. Льгота по налогу на прибыль по капвложениям будет расширена и распространена на НИОКР, а также бартерные сделки. Уточняются вопросы льгот и господдержки, порядка представления налоговых деклараций, в т.ч. предполагается возможность их подачи и в ходе проведения налоговой проверки. Обсуждается также возможность снижения ставки налога при УСН и освобождения от бухучета компаний с численностью менее 15 человек. А вот налог на недвижимость по зданиям и сооружениям дороже 1 млн. EUR, возможно, придется платить и «упрощенцам».

Труднее идет освоение более сложных инструментов налогового регулирования. Скажем, норма о трансфертном ценообразовании даже вносилась в проект изменений в Налоговый кодекс, но так и не была принята, как объясняют в МНС, из-за недостаточной проработки. Не будет ее, по-видимому, и в 2012 г., хотя у партнеров по Таможенному союзу она давно имеется. Есть у них и правила налогового ограничения «тонкой капитализации». У нас же проблема борьбы с утечкой капитала под видом уплаты процентов аффилированным нерезидентам остается в стадии обсуждения.

Тем не менее начальник главного управления налоговой политики и доходов бюджета Минфина Дмитрий Кийко считает, что состав отечественных налогов вполне соответствует мировой практике. Правда, у нас есть свои особенности, но и они постепенно исчезают. Так, в 2012 г. должен появиться механизм переноса убытков на будущие периоды, причем льгота по капвложениям, по словам Д.Кийко, сохранится. Исчезнут ограничения по налоговым вычетам по НДС, а ставку налога на прибыль обещают поэтапно сократить. При этом Д.Кийко считает, что пора отказаться от неэффективных налоговых льгот, особенно индивидуальных, которые лишь ставят субъектов хозяйствования в неравные условия. Заметим, что такие преференции в основном получали госпредприятия, чьи привилегии вызывают упреки в недобросовестной конкуренции не только у белорусского частного бизнеса, но и за рубежом.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ налоговой системы не должно сводиться только к сокращению налоговых ставок и ликвидации льгот, полагает Елена КИРЕЕВА, завкафедрой налогов и налогообложения БГЭУ. Нужна стройная концепция национальной налоговой политики, обеспечивающая стабильность поступлений в казну и одновременно стимулы для инноваций, инвестиций и создания рабочих мест.

Хорошей иллюстрацией эффекта сокращения налогового бремени может служить пример, приведенный Натальей Высоцкой, начальником управления экономического развития и информационного обеспечения Ассоциации международных автомобильных перевозок «БАМАП». Уменьшение для автоперевозчиков налоговой нагрузки на 1,8 п.п. дало рост налоговых платежей от них на 27%. Причина проста: теорией давно доказано, что именно снижение ставок увеличивает общую массу собираемых налогов, а не наоборот. Поэтому БАМАП настаивает на уменьшении ставки налога на прибыль, а также требует учитывать при налогообложении прибыли командировочные расходы в фактических размерах, а не по установленным нормам, как это сделано в России. Заметим, что нормы суточных у нас значительно ниже, чем в той же РФ или в Украине. Н.Высоцкая также предложила исключить автоперевозчиков из высокой группы риска, где налоговые проверки проводятся ежегодно, в среднюю и проверять не чаще одного раза в 5 лет.

Налоги неразрывно связаны с бухучетом. А потому совершенствование последнего также было в центре внимания участников конференции. Начальник отдела по подготовке нормативных актов по бухгалтерскому учету и отчетности Минфина Александр Лапин, рассказывая о проекте новой редакции Закона «О бухгалтерском учете и отчетности», сообщил, что в нем отражены некоторые принципы и подходы МСФО. Впрочем, в Минфине полагают, что речь нужно вести не о «переходе» на международные стандарты, а обязать их применять только общественно значимые организации: банки, страховые компании, эмитентов торгуемых на фондовом рынке ценных бумаг. Так что можно полагать, что сближение сближением, а национальные особенности бухучета у нас останутся. К тому же Минфин предвидит, что внедрение стандартов МСФО не всегда упрощает учет, а может и снизить поступление налога на прибыль.

Пока же плательщиков больше волнуют текущие неясности законодательства. Одну из них развеяла замначальника управления прямого налогообложения и прочих доходов налогов и сборов МНС Ольга Тарасевич. Она разъяснила, что в случае, если текущие платежи по налогу на прибыль, вносимые исходя из суммы, предполагаемой по итогам текущего налогового периода, которая должна составлять не менее 80% фактической суммы налога по итогам этого периода, окажутся меньше, чем предполагалось, то на «недостачу» будет начисляться пеня. Так что если реальная прибыль окажется меньше планируемой, платить придется по прогнозу. Государство подстраховалось на случай форс-мажора субъектов хозяйствования, предусмотрительно определив квартальные платежи как текущие, а не авансовые. Поэтому их уплата в меньшем, чем запланировано размере, может квалифицироваться как нарушение. Остается лишь понять, в чем тогда преимущества перехода на годовую уплату налога? Неслучайно один из опытнейших учетных работников страны — главный бухгалтер МАЗа Нисана Эскина в ходе дискуссии даже предложила вернуться к старым правилам и платить налог ежеквартально от фактической прибыли. Так субъектам хозяйствования было бы спокойнее.

Сегодня удовлетворяется примерно 10–15% жалоб, поступающих в МНС, рассказала Галина Ковалева, начальник управления по рассмотрению жалоб плательщиков МНС. Впрочем, вопрос о динамике количества поступающих и удовлетворенных жалоб остался без ответа. Г.Ковалева считает, что жалоба жалобе рознь — все зависит от специфики того или иного налога. Позиция весьма спорная: если МНС постоянно рапортует о стабильно большом числе налоговых нарушений и высокой результативности налоговых проверок, то впору рассказать и о структуре этих нарушений: сколько там неумышленных ошибок и просчетов, в т.ч. из-за неясностей и противоречий законодательства, а сколько — намеренного уклонения от уплаты налогов. Тогда можно было бы судить о качестве контрольных мероприятий, уровне защиты плательщиков. Это дало бы куда более ясное представление о налоговой системе, чем перечисление платежей и ставок.

По-прежнему намерено МНС брать деньги за подключение к электронному декларированию. Людмила Лагутенко, начальник главного управления информационных технологий МНС объясняет это затратами на программный продукт. Позиция весьма спорная — ведь именно государство заинтересовано в сборе налогов и перекладывать дополнительные расходы по этому процессу на плательщиков нелогично. Тем не менее Л.Лагутенко констатирует значительный рост числа пользователей электронным декларированием и снижение его стоимости. Появится и новый сервис: возможность сделать запрос в налоговые органы в произвольной форме с цифровой подписью и получить ответ. То есть новые технологии создают новые возможности. И это хорошо.

Валерия ГЕРАСИМОВА